экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, которые используются в хозяйственной жизни, т.е. для производства благ.
Поэтому их часто называют производственными ресурсами, факторами производства, факторами экономического роста. Расход ресурсов в процессе производства благ называют издержками (издержками производства). По своей экономической сути ресурсы близки к производственным благам, и поэтому в экономической теории, говоря об экономических благах, как правило, подразумевают и экономические ресурсы (как при употреблении термина "товары" обычно подразумевают товары и услуги).
Виды экономических ресурсов
К экономическим ресурсам относятся:
• трудовые ресурсы (люди с их производит продукцию), сокращенно – труд;
• капитал – как в форме банковских активов и ценных бумаг (финансовый капитал), так и в форме производственных благ (реальный капитал, физический капитал);
• предпринимательский ресурс людей к организации производства продукции, то есть их предпринимательские сокращенно – предпринимательство;
• знания, необходимые для хозяйственной жизни (они открываются прежде всего наукой, распространяются преимущественно по каналам информации, усваиваются в основном через образование, реализуются через инновации);
• природные ресурсы (земельные, минеральные, водные, биологические, агроклиматические, рекреационные), сокращенно – земля.
Еще Аристотель (384–322 гг. до н.э.), а вслед за ним европейские средневековые мыслители-схоласты считали труд одним из главных экономических ресурсов. Подобный подход разделяла и первая экономическая школа в мире – меркантилизм. Французская школа физиократов (XVII в.) особое значение приписывала земле как экономическому ресурсу. Шотландец Адам Смит (1723–1790), заложивший фундамент экономической теории, рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал, но наиболее четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан-Батист Сэй (1767–1832). Английский экономист Альфред Маршалл предложил добавить четвертый фактор – предпринимательские называя их термином "организация"). В нынешнее время, особенно в экономически развитых странах, на первое место по значимости выходят знания. Активное внедрение в хозяйственную жизнь новых знаний (инноваций), прежде всего стараниями предпринимателей, стало характерной чертой современной экономики.
Неравномерность наличия ресурсов и их мобильность
Экономические ресурсы не только ограничены, но и наличествуют неравномерно по территории как во всем мире, так и внутри стран. В арабских странах Персидского залива ощущается дефицит трудовых ресурсов, а в соседних Индии и Пакистане – их избыток. В России мы наблюдаем в целом изобилие природных ресурсов и нехватку финансового капитала, а в Москве и Московской области – наоборот.
Это отчасти компенсируется мобильностью ресурсов. Они перемещаются как внутри стран, так и между странами. Но степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность некоторых из них близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские хотя обычно они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами и/или капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских являются прежде всего менеджеры и владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса – капитал (особенно финансовый) и знания.
Взаимодополняемость и взаимозамещение ресурсов
Ресурсы взаимодополняемы (комплементарны). Например, такой фактор производства, как знания, применяется, когда стремятся использовать природные ресурсы более рационально. Трудовые ресурсы вообще трудно использовать, если у них нет профессиональных знаний (квалификации). Одновременно знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовать производство продукции наиболее рационально.
В то же время взаимодополняемость (комплементарность) ресурсов, как правило, ограничена тем, что к одним ресурсам можно прилагать другие лишь в ограниченных размерах. Так, если все трудовые ресурсы будут высококвалифицированы, то кто будет выполнять малоквалифицированную работу, пусть даже ее роль в современной экономике уменьшается? Поэтому можно говорить о полной и частичной взаимодополняемости ресурсов.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Предположим, что у некоторой фирмы при цене 200 р. объем продаж составлял 1000 ед. продукции, а после повышения цены до 300 р. объем продаж у нее снизился до 900 ед. продукции. определите вид эластичности спроса по цене
План
1. Объект и предмет политологии.
2. Методы политологии.
Категории и функции политологии.
1.1. Объект и предмет политологии
Политология представляет собой целостную, логически стройную совокупность знаний о политике и организации политической жизни.
Политика затрагивает интересы всех людей. Вопрос заключается в том, насколько сознательно или бессознательно человек оказывается субъектом политических отношений, насколько обдуманно он делает свой политический выбор при голосовании в органы власти, понимает ли он последствия своего того или иного действия, участия в каких-либо общественных акциях протеста или поддержки молодому человеку самоопределиться в политической жизни, чтобы не быть объектом манипулирования политических лидеров, партий и движений, средств массовой информации и коммуникации, призвано изучение политологии.
Термин политология, образовался из двух греческих слов «politike» и «logos» и буквально означает «политическая наука». Известно, что любая наука как совокупность знаний об объективной реальности имеет:
предмет исследования (те объективные свойства, связи и отношения, которые включены в процесс познания