Денежный мультипликатор - это коэффициент, который отображает соотношение между первичной эмиссией денег и конечным увеличением денежной массы в результате этой эмиссии.
Денежный мультипликатор или мультипликатор денежной базы-коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) денежная масса при увеличении (сокращении) денежной базы на единицу. Как любой мультипликатор, он действует в обе стороны. Если центральный банк хочет увеличить денежную массу, он должен увеличть денежную базу, а если он хочет уменьшить предложение денег, то денежная база должна быть уменьшена.
Денежный мультипликатор – отношение предложения денег к денежной базе. m=MS/MB=(С+D)/(C+R), где МВ – денежная база, R – резервы, D – депозиты. Денежный мультипликатор показывает как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу (денежная база – наличность, вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном Банке) .
Механизм банковского мультипликатора связан со свободным резервом. Свободный резерв представляет собой совокупность ресурсов коммерческих банков.
Свободный резерв системы коммерческих банков складывав ется из свободных резервов отдельных коммерческих банков, поэтому от увеличения или уменьшения свободных резервов отдельных банков зависит величина свободного резерва всей системы:
СР = К + ПР + ЦК-ОЦР-Ао,
где СР — свободные резервы коммерческих банков;
К — капитал системы коммерческих банков;
ПР — привлеченные ресурсы системы коммерческих банков (средства на депозитных счетах) ;
ЦК — централизованный кредит, предоставляемый Центро-банком коммерческим банкам;
ОЦР — отчисления коммерческих банков в централизованный резерв Центробанка;
Ао — ресурсы, которые на данный момент уже вложены в активные операции коммерческих банков.
Несколько по-другому выглядит формула свободного резерве для отдельного банка:
СР = К + ПР + ЦК - ЦР ± МБК - А,
где К — капитал банка;
ПР — привлеченные банком ресурсы на депозитные счета;
ЦК — кредиты от Центрального банка;
ЦР — отчисления коммерческого банка в централизованный резерв;
МБК — межбанковский кредит;
А — вложения банка в активные операции.
Из всех вложений коммерческих банков в активные операции (А) только кредитные вложения создают новые депозиты т. е. выполняют эмиссионную функцию.
Важным свойством свободного резерва является постоянный переход его от распоряжения одного банка в распоряжение другого при совершении межбанковских расчетов. Величина свободного резерва в целом по системе банков отражает крайнюю границу их эмиссионных прав.
Право реализации свободного резерва банки стараются использовать быстрее, так как от этого зависит получение прибыли. В результате за определенный промежуток времени в банковской системе создается значительно большее количество денег на депозитных счетах, чем было образовано в результате первоначального увеличения свободного резерва.
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Каждому из приведенных ниже определений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие. 1) конкуренция 2) совершенная конкуренция 3) ценовая конкуренция 4) неценовая конкуренция 5) совершенно конкурентная фирма 6) ценовая дискриминация 7) барьеры вступления в отрасль 8) объем безубыточности 9) оптимальный объем 10) кривая предложения в кратко периоде 1. Объем, при котором прибыль максимальная, а издержки минимальные. 2. Сложный механизм соперничества между участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли, продажи соперничества на основе продажи товаров по более низким ценам, чему у конкурентов. 4. Часть восходящего отрезка кривой предельных издержек, находящаяся выше точки пересечения с кривой средних переменных издержек соперничества на основе продажи продукции более высокого качества, разнообразия обслуживания, предоставления кредитов, широкой рекламы и т.д. 6. Совокупность ограничений, препятствующих фирме производить определенный вид продукции. 7. Фирма, не проводящая собственную ценовую политику, а лишь при к рыночным ценам. 8. Продажа одной и той же продукции разным покупателям по разным ценам. 9. Тип рыночной структуры, при котором множество мелких фирм производят стандартизированную продукцию, отсутствуют рыночные барьеры вхождения в отрасль, имеется широкий доступ к экономической информации и ни одна из фирм не в состоянии влиять на рыночную цену. 10. Объем, при котором фирма получает нулевую экономическую прибыль, т.е. объем, при котором общий доход равен общим издержкам. 2. Каждому из приведенных ниже определений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие. 1) олигополия 2) дуополия 3) монопсония 4) монополистическая конкуренция 5) картель 6) тайный сговор 7) ломанная кривая с ценовой лидер 9) ценовые войны 10) дифференциация продукта 1. Тип рынка, на котором продукт предлагает небольшое число крупных фирм. 2. Последовательное снижение цен конкурирующими фирмами. 3. Рыночная ситуация, при которой относительно большое число (несколько десятков) небольших фирм предлагают товары, являющиеся близкими заменителями. 4. Ситуация, когда фирмы, не прибегая к открытому соглашению, тайно согласовывают цены и объем выпуска. 5. Модель рыночной структуры, при которой две фирмы, являющиеся конкурентами, являются единственными, кто предлагает на рынке идентичные товары. 7. Кривая с на продукцию, основанная на предположении, что конкуренты присоединяются к его решению о снижении цен, но не последует за ней, если она приняла решение о повышении цен. 8. Крупная кампания, определяет ценовую политику, которой вынуждены придерживаться все остальные. 9. Различия между аналогичными товарами, производимыми разными фирмами. 10. Ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж.
Экономика в нашей жизни
Многие из нас часто задумываются о том, зачем нужна экономика в жизни среднестатистического гражданина. Обратимся к определению слова «экономика», которое дается в любом школьном учебнике. Экономика – это совокупность отношений между людьми в сфере производства, распределения и потребления продуктов труда, соответствующая данной ступени развития общества. Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Ксенофонта, который называет её «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться.
Объяснение: