Фондоотдача (Фо) - это отношение ТП - валовой (товарной) продукции к ОФ - среднегодовой стоимости основных производственных фондов
Фо= ТП:ОФ
** Фондоёмкость (Фё) - это отношение ОФ - среднегодовой стоимости основных производственных фондов к ТП - валовой (товарной) продукции.
Фё = ОФ:ТП или Фё= 1/Фо
*** Фондовооружённость труда (Фв) - это отношение ОФ - среднегодовой стоимости основных производственных фондов к Ч - среднесписочной численность рабочих.
Фв = ОФ:Ч
Дано:
ТП=47800 тыс.руб.; ОФ=50940 тыс.руб.; Ч=1350 чел.
Найти: Фо; Фё; Фв
1) Фондоотдача
Фо= ТП:ОФ= 47800:50940=0,93 (руб./руб.)
Т.е. на каждый вложенный рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов произведено товарной продукции на 0,93 руб.
2) Фондоёмкость
Фё= 1/Фо= 1/0,938= 1,07 (руб./руб.)
Т.е. для производства товарной продукции на 1 руб. предприятию понадобилось в среднем 1,07 руб. стоимости основных производственных фондов.
3) Фондовооруженность
Фв= ОФ:Ч= 50940:1350 = 37,73 (тыс. руб./чел.)
Т.е. в среднем, 37,73 тыс. руб. стоимости основных производственных фондов приходится на одного рабочего.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
На тракторном заводе из отливок, получаемых от литейного за-вода, изготавливаются следующие детали: колесо ведущее и диск тормозной. годовой объем производства тракторов 10 тыс. ед. на 1 трактор идет 2 ведущих колеса и 1 тормозной диск. чистая масса деталей: ко-лесо ведущее 115 кг, диск тормозной 42 кг. цена одной тонны отливок 24 тыс. р., возвратных отходов – 4, 4 тыс. р. коэффициент использования металла 0, 73. определить потребность производства в отливках, а также мате-риальные затраты на изготовление деталей, с учетом возвратных от-ходов, которые используются при производстве других видов про-дукции. доля возвратных отходов в общей величине потерь и отходов составляет 75 %.
Как рыночной субъект государство характеризуется тремя признаками. 1. «Регулирующий субъект». Роль государства в механизме рыночной экономики — основная проблема современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной экономики — ее освобождение от удушающих пут государства. И долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Однако с 30-х гг. ХХ в. (со времени «Великой депрессии») рыночная экономика (из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия ее социальной эффективности. Кейнсианство и стало концепцией государственного регулирования рыночной экономики. Однако кейнсианский инструмент — «фискальная» (налого- во-бюджетная) политика — оказался неадекватным природе рыночной экономики, поэтому с 70-х годов сформировался новый подход — монетаризм, который, не отрицая необходимости государственного регулирования, пытается найти более «тонкий» экономический механизм государ-
ственного регулирования (денежно-кредитная политика).
Проблема порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений в масштабах и инструментах государственного регулирования.
Словом, кейнсианство — это «вмешательство», «хирургия», а монетаризм — «регулирование», «терапевтическое лечение».
7
2.«Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыноч- ным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость в том, что природа государственного дохода уникальна — если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.
Следовательно, доход государства — не «третий» (наряду с доходами домохозяйств и фирм) самостоятельный элемент, не особое слагаемое общественного дохода, а принудительно-обособленная (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто — и вопреки государству. Вот почему никто так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, ибо их доходы — единственный источник «налогового» дохода государства.
3.«Императивный статус государства». Государство единственный субъект рыночной экономики, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Однако эта обязанность жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов.
Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер.
Основной механизм экономического вмешательства государства — «налоги», «закупки» и «платежи»:
а) налоги — объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;
б) трансфертные платежи — перераспределение части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства и фирмы) в пользу определенных социальных групп, следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства;
в) правительственные закупки также изменяют структуру производства
âпользу прироста общественно-значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.
Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остродискуссионным во экономической науки.