1. начало занятия. подготовка учащихся к работе на уроке
известна старинная легенда о богаче с мешком золотых, который, оказавшись на абсолютно гладком льду озера, замерз, но не пожелал расстаться с богатством. как бы он мог спастись, если бы не был так жаден?
(оттолкнув от себя мешок с золотом, богач сам заскользил бы по льду в противоположную сторону в силу закона сохранения импульса системы мешок – богач)
2. сообщение темы и целей урока
на предыдущих уроках вы познакомились с такими понятиями как: импульс тела, импульс силы, реактивное движение и одним из важнейших законов механики – законом сохранения импульса. полученные теоретические знания позволяют решать различные практические , с которыми мы сталкиваемся в окружающей жизни: природе, технике, спорте.
эти знания позволяют разобраться, что происходит при соударениях, столкновениях, при стрельбе, взрывах, от чего зависит сила удара, и многое другое. кроме того изученные понятия и закон сохранения импульса описывают явления столкновения молекул, атомов, элементарных частиц. используется небольшая презентация к уроку. видеоряд «импульс. изменение импульса. примеры и взаимодействия тел»
цель сегодняшнего урока: повторить и закрепить основные понятия, формулы по теме «импульс. закон сохранения импульса» и научиться решать новые, практически важные на основе полученных знаний.запишите тему урока: «решение по теме «импульс. закон сохранения импульса»
3. контроль исходного уровня знаний
1. ученику (на доске) найдите соответствие названий величин, законов и формул, используя набор карточек с обозначениями величин, единиц измерения.
величины формулы единицы измерения импульс тела импульс силы формула закона сохранения импульса
–
изменение импульса
2. качественные . демонстрации
1) почему не разбивается стеклянный стакан, на котором лежит тяжелый груз, при ударе по грузу молотком? какой из изученных законов позволяет ответить на вопрос? 2) что произойдет при соударении шаров равной массы, если один из них отвести в сторону и отпустить? какой из изученных законов позволяет ответить на вопрос?
заслушиваем ответы учащихся.
проверяем правильность ответов ученика у доски. оценка ответов учащихся.
4. решение разного уровня
самостоятельная работа учащихся в группах (на усмотрение учителя), с консультацией учителя, с использованием алгоритма решения на применение закона сохранения импульса.
– сейчас вы будете решать по данной теме. вам предлагается решить 4-5 из числа предложенных на ваш выбор, работаете в группах. пользуйтесь записями в тетрадях, учебником, делайте рисунки (они решить ), алгоритмом, текст которого прилагается к ; совещайтесь между собой, обращайтесь за консультацией к учителю. первые решившие поднимают руку. после проверки разбираем решения на доске. первые 2-3 просты, их должны решить практически все. если вы можете решить 4-5 правильно, это отличный результат. на работу отводится примерно 20 мин.
1. футбольному мячу массой 400 г при выполнении пенальти сообщили скорость 25 м/с. если вратарь принимает удар на руки, то через 0,04 с он гасит скорость мяча до нуля. найти среднюю силу удара мяча. почему при ударах могут возникать большие силы?
2. из пушки массой m1 = 80 кг стреляют в горизонтальном направлении. какова скорость отдачи пушки, если ядро массой m2 = 1 кг вылетело со скоростью 400 м/с? от чего зависит скорость отдачи орудия?
* подумайте, где еще в жизни мы сталкиваемся с явлением отдачи?
3. вагон массой 30 т, движущийся горизонтально со скоростью 1,5 м/с, автоматически сцепляется с неподвижным вагоном массой 20 т. (такое взаимодействие называется ) с какой скоростью движется сцепка?
4. начинающий ковбой, накинув лассо на бегущего быка, от рывка полетел вперед со скоростью 5 м/с, а скорость быка уменьшилась с 9 до 8 м/с. какова масса быка, если масса ковбоя составляет 70 кг?
5. на льду стоит ящик с песком. сдвинется ли ящик, если в нем застрянет пуля массой 10 г, летящая горизонтально со скоростью 500 м/с? масса ящика равна 25 кг. если да, то какую скорость приобретет ящик,
* какое значение для решения имеет замечание, что ящик стоит на льду?
6. тележка массой m1 = 120 кг движется со скоростью v1 = 6 м/с. человек, бегущий навстречу тележке со скоростью v2 = 2,5 м/с, прыгает на тележку. с какой скоростью v движется после этого тележка, если масса человека m 2 = 60 кг?
5. обсуждение решенных . можно показать на слайдах презентации решение предложенных .
6. подведение итогов урока
1. какой закон позволяет найти силу удара? от чего зависит сила удара? как можно ослабить силу удара? где в природе мы встречаемся с амортизацией ударных нагрузок? 2. какой закон позволяет найти скорости тел при столкновении; скорость отдачи при выстреле? как уменьшить отдачу при выстреле из ружья?
дослідження залежності ккд від кута нахилу похилої площинимета: встановити експериментально залежність ккд від кута нахилу похилої площини до горизонту; порівняти результати експериментально одержаної залежності та теоретично отриманого співвідношення.обладнання: похила площина, динамометр, вимірювальна стрічка або лінійка, брусок, транспортир.теоретичні відомостіккд похилої площини є відношення корисної роботи до затраченої , тобто: ; , (1)де – маса тіла; – висота похилої площини; – прискорення вільного падіння; – сила, необхідна для рівномірного руху тіла вгору по похилій площині; – довжина похилої площини.з малюнка , (2)де – коефіцієнт тертя; – кут нахилу похилої площини.підставивши (1) в (2) одержимо: (3)щоб знайти коефіцієнт тертя , розмістимо брусок на похилій площині і піднімаючи її за один кінець знайдемо граничний кут, при якому брусок буде ковзати в низ. це станеться тоді, коли скочуюча сила , звідки: .тоді формула (3) набуває вигляду: (4)
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вертикальной стальной плите притянулся магнит массой 1, 5 кг. коэффициент трения магнита о плиту 0, 3. с какой минимальной силой должен притягиваться магнит, чтобы не соскользнуть вниз?