В процессе познания природы эксперимент имеет решающее значение. Применяется он двояко.
1. Вспомните Галилея. Что бы понять, почему и как падают предметы он затеял и провел кучу экспериментов, бросая с Пизанской башни на головы любопытных прохожих тяжелые и не очень тяжелые предметы. Ну, не совсем так, прохожие видя чудачества странного человека, конечно же обходили это место стороной. За долгое время он собрал ФАКТЫ, о том как ведут падающие предметы и обработал их. Это ему и Ньютону создать гипотезу о всемирном тяготении, а затем и закон всемирного тяготения. В этом случае, эксперименты стали причиной разработки теории, объясняющей факты, ранее необъяснимые.
2. Но чаще бывает иначе. Физики видят явление (по наблюдениям или экспериментам) и пытаются их объяснить. Существующая к тому времени теория явления не позволяет дать однозначный ответ. Выдвигается гипотеза, которая объясняет эти факты. Но для науки - это знание не является установленным, пока экспериментаторы не проверят это в своих экспериментах. Так было с моделью атома, к примеру. Томпсон выдвинул гипотезу, по которой атом представлял из себя однородную положительно заряженную массу с вкраплением электронов. Резерфорд поставил опыт, который опроверг эту гипотезу и выдвинуть другую, планетарную модель, которая вскоре стало теорией, то есть общепринятым законом, подтвержденным экспериментом. Без практики, без эксперимента нет науки. Это очень коротко и емко выразил Маркс:
Практика - критерий истины.
Объяснение:
При параллельном соединении спиралей сопротивление R||:
R||=r/2, где
r - сопротивление одной спирали, Ом
Мощность P, Вт:
P=U²/(r/2)
Количество тепла (по закону Джоуля-Ленца), Дж за время t, с:
Q||=P*t =U²t/(r/2)=2U²t/r.
При последовательном соединении спиралей cопротивление Rпосл:
Rпосл=r+r=2r
Мощность:
Pпосл=U²/(2r)
Количество тепла:
Qпосл=U²t/r;
подставляем и сокращаем на одинаковые величины r, t, U:
Q||/Qпосл=[2U²t/r]/[U²/(2r)]=4;
Q||/Qпосл=4.
Т.о. во втором случае количество тепла, переданное воде, в 4-е раза меньше, чем в первом. А, т.к. изменение температуры воды Δt, град зависит от количества тепла как:
Δt=Q/(C*m), где
С - удельная теплоемкость воды, Дж/(кг*град)
m - масса воды, кг,
то изменение температуры во втором случае будет в 4-е раза меньше, чем в первом:
Δt₁=10 °;
Δt₂=10/4=2.5 °
Всего температура повысилась на:
Δtсумм=10+2.5=12,5 (град)
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Может ли космонавт набрать жидкость в шприц во время полёта на космическом корабле, если в кабине поддерживается нормальное атмосферное давление