Karlova1507

Автомобиль массой 10 т движется под углом по дороге, составляющей с горизонтом угол равный 30. Найти работу силы тяжести на пути 100 м

arammejlumyan
Опытное обоснование основных положений МКТ:
Молекулярно-кинетическая теория - учение о строении и свойствах вещества, использующее представление о существовании атомов и молекул как наименьших частиц химического вещества. В основе МКТ лежат три строго доказанных с опытов утверждения:
* Вещество состоит из частиц - атомов и молекул, между которыми существуют промежутки;
* Эти частицы находятся в хаотическом движении, на скорость которого влияет температура;
* Частицы взаимодействуют друг с другом.
То, что вещество действительно состоит из молекул, можно доказать, определив их размеры: Капля масла расплывается по поверхности воды, образуя слой, толщина которого равна диаметру молекулы. Капля объемом 1 мм3 не может расплыться больше, чем на 0,6 м2:

Существуют также другие доказательства существования молекул, но перечислять их нет необходимости: современные приборы (электронный микроскоп, ионный проектор) позволяют видеть отдельные атомы и молекулы.
Силы взаимодействия молекул. а) взаимодействие имеет электромагнитный характер; б) силы короткодействующие, обнаруживаются на расстояниях, сопоставимых с размерами молекул; в) существует такое расстояние, когда силы притяжения и отталкивания равны (R0), если R>R0, тогда преобладают силы притяжения, если R<R0 - силы отталкивания.
Действие сил молекулярного притяжения обнаруживается в опыте со свинцовыми цилиндрами, слипающимися после очистки их поверхностей.
Молекулы и атомы в твердом теле совершают беспорядочные колебания относительно положений, в которых силы притяжения и отталкивания со стороны соседних атомов уравновешены. В жидкости молекулы не только колеблются около положения равновесия, но и совершают перескоки из одного положения равновесия в соседнее, эти перескоки молекул являются причиной текучести жидкости, ее принимать форму сосуда. В газах обычно расстояния между атомами и молекулами в среднем значительно больше размеров молекул; силы отталкивания на больших расстояниях не действуют, поэтому газы легко сжимаются; практически отсутствуют между молекулами газа и силы притяжения, поэтому газы обладают свойством неограниченно расширяться.
Borisovich-Volobueva1803
ПЕРВЫЙ

Рассмотрим обычную гуковскую пружину длины    L \ ,    и жёсткостью    k \ ,    деформацию которой обозначим, как    l \ .    Тогда возникающая сила упругости при её деформации будет выражаться обычным законом Гука:

F = -kl \ ;

Рассмотрим некоторое состояние [1] :    F_1 = -kl_1
и некоторое состояние [2] :    F_2 = -kl_2

При вычитании этих уравнений получим, что для двух любых состояний верно, что:

F_2 - F_1 = -k ( l_2 - l_1 ) \ ;

\Delta F = -k \Delta l \ ;

Т.е. изменение силы действующей со стороны любой гуковской пружины пропорционально изменению её деформации с противоположным знаком, через её собственную жёсткость.

В нашем случае, в состоянии равновесия    z = 0    – все силы, действующие на груз, взаимно скомпенсированы. При изменении положения груза на    z 0 \ ,    (т.е. вверх), растяжение нижней пружины (down) увеличится, а значит её сила, действующая на груз вниз – тоже увеличится по модулю. В проективном виде это изменение выразится, как:

\Delta F_d = - k_d z < 0    – это символизирует увеличение отрицательной (направленной вниз) величины силы нижней пружины.

В то же время, при изменении положения груза на    z 0 \ ,    (вверх), растяжение верхней пружины (up) уменьшится, а значит её сила, действующая на груз вверх – тоже уменьшится по модулю. В проективном виде это изменение выразится, как:

\Delta F_u = - k_u z < 0    – это символизирует уменьшение  положительной (направленной вверх) величины силы верхней пружины.

Общее изменение силы составит (сила тяжести не изменится):

\Delta F = \Delta F_d + \Delta F_u = - ( k_d + k_u ) z \ ;

При этом, поскольку в начальном состоянии действие всех сил было скомпенсировано, т.е. равнодействующая была равна нулю, то, стало быть, при смещении груза на    z \ ,    общая сила, действующая со стороны системы пружин – будет как раз и равна изменению действующих сил:

F = - ( k_d + k_u ) z \ ;
(рассуждения для отрицательного смещения производятся аналогично)

А такая зависимость силы от смещения – эквивалентна системе груза и одной пружины с жёсткостью, равной сумме исходных жёсткостей. Стало быть:

ВТОРОЙ

Пусть начальные растяжения пружин:    l_d   (нижней), и    l_u   (верхней). При этом положим вертикальное положение груза    z = 0 \ .    Ось    Oz    направлена вверх.

Запишем закон сохранения энергии для произвольного положения груза:

\frac{mv^2}{2} + mgz + \frac{k_d}{2} ( l_d + z )^2 + \frac{k_u}{2} ( l_u - z )^2 = const \ ;

Продифференцируем уравнение по времени:

mvv'_t + mgz'_t + k_d ( l_d + z ) z'_t - k_u ( l_u - z ) z'_t = 0 \ ; \ \ \ \ || : z'_t

mv'_t + mg + k_d ( z + l_d ) + k_u ( z - l_u ) = 0 \ ;

mz''_t = k_u l_u - k_d l_d - mg -( k_d + k_u )z \ ;

Заметим, что в начальном положении, действие всех сил скомпенсировано:

k_u l_u - k_d l_d - mg = 0 \ ;
(сила только верхней пружины положительна, т.к. направлена вверх)

Итак:

mz''_t = -( k_d + k_u )z \ ;

ТРЕТИЙ

Зафиксируем груз. Демонтируем нижнюю пружину. Прикрепим нижнюю пружину тоже свреху (!) груза, закрепив её на таком вертикальном расстоянии от груза, чтобы при отпускании груза – он остался бы в равновесии.

Сборка окажется эквивалентной, поскольку изначально верхняя пружина будет работать, как прежде. А перемещённая пружина при поднятии груза будет толкать груз вниз с таким же коэффициентом упругости, с которым она тянула бы его вниз, будучи снизу. С противоположным смещением – то же самое.

Обе пружины при такой эквивалентной сборке будут работать в параллельном режиме, как хорошо известно, с суммарной жёсткостью:

Итак:

F = -( k_d + k_u )z \ ;

ЧИСЛЕННЫЙ РАСЧЁТ :::

1   Н/см   = 100   Н   : 100   см   = 100   Н   : 1   м   = 100   Н/м ;

3   Н/см   = 300   Н   : 100   см   = 300   Н   : 1   м   = 300   Н/м ;

Допустим, масса шарика равна 1 кг. Тогда:

T = 2 \pi \sqrt{ \frac{m}{ k_d + k_u } } \approx 2 \pi \sqrt{ \frac{1}{ 300 + 100 } } \approx 0.314   сек ;

\nu = \frac{1}{2 \pi} \sqrt{ \frac{ k_d + k_u }{m} } \approx \frac{1}{2 \pi} \sqrt{ \frac{ 300 + 100 }{1} } \approx 3.18    Гц .

optima3559