цели урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне. познакомить с положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром.
развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом-определителем, дополнительной , гербарием.
воспитывать бережное отношение к природе.
оборудование: карта природных зон, гербарий, картины, фотографии с изображением изучаемых объектов, запись голосов птиц, музыка.
ход урока
i. организационный момент. сообщение темы и целей урока.
звучит запись «голоса птиц».
– , лес, дремучий лес,
полный сказок и чудес!
ты о чём шумишь листвою
ночью тёмной, грозовою?
что там шепчешь на заре,
весь в росе как в серебре?
кто в глуши твоей таится?
что за зверь? какая птица?
всё открой, не утаи:
ты же видишь – мы свои!
с. погореловский
– в этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего путешествия. как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция? (в стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.)
– да, это так. тема, которую будет изучать наша экспедиция, – «леса россии» (записать на доске и в тетрадях). (презентация «леса россии» №4)
– а что мы будем изучать? (какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.)
– почему автор говорит дважды: «, лес, дремучий лес…»? что значит «дремучий»? («дремучий» это значит «тёмный, страшный, как в сказке»). но ведь не все леса тёмные. например, в берёзовой роще светло и весело.
– хорошие высказывания. мы действительно должны найти ответ на вопрос: почему одни леса тёмные, а другие – светлые? но об этом немного позже. мы не можем отправляться в новую экспедицию, не в систему знания, которыми обогатились в предыдущие путешествия.
ii. проверка знаний и умений.
– по какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии? (это была зона тундры.) (слайд №2 «тайга»)
– покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали.
заслушивается ответ ученика и дополнения класса.
индивидуальная работа по карточкам.
перечислите две-три цепи питания, сложившиеся в тундре.перечислите экологические проблемы тундры.iii. работа над новой темой.
звучит первый куплет песни «лесной марш» (слова п.синявского, музыка ю.чичкова).
– найдите на карте природную зону лесов. что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?
карточка – «-ка» (раздаётся на каждую парту):
где находится зона лесов относительно тундры? какая у зоны лесов земная поверхность? какая она в сравнении с другими природными зонами?работа ведётся в парах по карте природных зон в атласах.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Почему в средней азии часто происходит землятресение