1. днепровско-неманский канал (огинская система) канал огинского соединял реки днепр и неман (р. днепр → р. припять → р. ясельда → канал → оз. выгоновское → р. щара → р. неман → р. куршский залив, море). общая длина канала составляла 54 км. его сооружение было начато по инициативе и при финансовой поддержке известного композитора и поэта михаила казимира огинского. строительство канала длилось с 1770 по 1784 гг., а затем в 1866-1868 гг. выполнялась реконструкция отдельных его частей (тюльпанов и др. 1948). канал преимущественно использовался для транспортировки древесины из российской империи в мемель (теперь клайпеда) и кенигсберг (теперь калининград). перевозились также зерно, мех, лен, мед и другие грузы. максимальный грузопоток был достигнут в 1847-1848 гг. (лопух 1989). полностью разрушенный во время первой мировой войны, канал был реконструирован в 1924-1939 гг. однако его значение как транспортного пути было утеряно уже к концу xix в. в связи с широким развитием железных дорог. в первой половине xx в. огинская система использовалась лишь как местный судоходный путь на отдельных участках (телеханы-пинск) и между крупными населенными пунктами по реке щара. в 1942 г. во время боя между партизанами и войсками навигационная система канала была разрушена и больше не восстанавливалась. в 1980 г. канал перекрыли земляной на выходе из озера выгоновского (геаграфiя беларусi 1992). в настоящее время правительство беларуси планирует реконструировать всю огинскую систему для восстановления судоходства. это, в свою очередь, восстановит коридор миграции гидробионтов из днепра в неман. 2 днепровско-бугский канал (королевский канал) этот канал пролегает между реками днепр и висла (черное море → р. днепр → р. припять → р. пина → канал → р. мухавец → р. западный буг → р. висла → море) и был построен для осуществления судоходства между херсоном (побережье черного моря) и гданьском (побережье моря). общая длина канала составляет 196 км. в его состав входят канализованная часть реки пина (74 км), собственно канал, проходящий через водораздельный бьеф (королевский канал, 58 км), и канализованная часть реки мухавец (64 км). строительство канала началось в 1775 г., однако вскоре было приостановлено и далее возобновлено только в 1848 г. (тюльпанов и др. 1948). тем не менее, перемещение грузов началось еще до окончания строительства. например, уже в 1817 г., по каналу прошли 382 судна и 221 плот древесины (лопух 1989). судоходство было возможным только в многоводные годы и, как правило, весной (блакiтная кнiга беларусi 1994). королевский канал был построен преимущественно для транспортировки древесины в виде плотов, и, соответственно, грузопоток был в основном односторонним, т.е. большинство плотов направлялось в сторону вислы. например, в 1897 г. 241 судно с 14290 плотами прошло через г. брест в польшу и только 14 суден (без плотов) прошли в обратном направлении (днепровско-бугская система 1903). в 1919-1939 гг. основные конструкции канала вышли из строя, однако в 1940 г. их отремонтировали, а сам канал расширили для облегчения судоходства (тюльпанов и др. 1948). во время второй мировой войны основные конструкции опять были разрушены, но затем реконструированы в 1945-1946 гг. в это же время на реке мухавец в г. бресте была построена глухая плотина для поддержания высокого уровня воды в канале. тем самым гидрологическая связь между реками мухавец и западный буг была прервана (тюльпанов и др. 1948, блакiтная кнiга беларусi 1994).
gulyaizmailova
04.01.2020
Торф, мергель, стекольные и строительные пески, бентонитовые, кирпичные, керамзитовые, черепичные глины и суглинки, минеральные воды, лечебные грязи, сапропель. с 1998 г. в области началось освоение месторождений природного газа. разведаны месторождения бурого угля, железных руд, циркон-ильменитовых россыпей, в соленых озерах - минеральные соли (поваренная, глауберова и др.) . особенности геологического строения территории омской области обусловили формирование полезных ископаемых лишь осадочного происхождения. среди них нерудные полезные ископаемые - глины, суглинки, пески, известковое и сырье, и горючие ископаемые; из рудных встречаются только железные руды. в особую группу полезных ископаемых необходимо отнести подземные термальные воды. наибольшее хозяйственное значение из нерудных полезных ископаемых области имеет минеральное сырье строительных материалов - глины, суглинки, пески глинистые породы в области встречаются повсеместно. по качеству глины разделяют на кирпичные, керамзитовые, бентонитовые и др. кирпичные глины и суглинки - легко плавкие, пригодные для производства кирпича, распространены широко. в области разведано более 126 месторождений кирпичных глин и суглинков. толщина пластов достигает от 1 до12 м. широкое распространение кирпичного сырья позволяет наладить производство кирпича во всех районах области. керамзитовые глины используются для получения легкого, пористого гравийного материала, по строению напоминающего вулканическую породу - пемзу. керамзит отличается высокими звуко- и теплоизоляционными свойствами и долговечностью. пески. для хозяйства области наибольший интерес представляют строительные пески. известно более 50 месторождений русловых песков - омское, захламинское, карташивское, иртышское, новотроицкое, черлакское и др. добыча песка из русла р. иртыша может отрицательно проявиться на гидрологическом режиме иртыша. стекольные пески встречаются недалеко от с. муромцево на правобережье р. тары. известковое сырье. известково-мергелистые конкреции и болотные мергели. форма и размеры конкреций разнообразны (округлые, вытянутые, неправильной формы, от сантиметров до десятков сантиметров в поперечнике) . вымытые, выпавшие из обнажений конкреции, образуют скопления вдоль русел рек, например, калачичинское, сыропятское и др. скопления. в составе конкреций содержится до 46% окиси кальция. в размолотом виде их можно использовать для известкования полей и в производстве цемента. сырье. представлено минеральными солями, месторождения которых связаны с озерами южных районов области. например, в озере эбейты находится большое количество глауберовой соли, хлористого натрия и магния. в ряде озер встречаются сапропели (греческое "сапрос" - гнилой, "пелес" - ил) - озерные илы. это темная, оливково-бурая студенистая, жирная на ощупь масса. сапропели накапливаются на дне озер и глинистых частиц, приносимых с окружающей суши. они богаты органическими веществами, содержат окислы ca, fe и mg, а также каротин и биостимуляторы. сапропель является полезным ископаемым. горючие полезные ископаемые (энергетическое сырье) . крупные торфяные залежи находятся на севере - в тарском, знаменском, тевризком, усть-ишимском районах, а также центральной части области - большереченском, тюкалинском, крутинском. кроме торфа в области встречается бурый уголь - лигнит. большая часть углей находится в северных районах. разведаны месторождения муромцевское, лисинское, мысовское, петровское, екатерининское, калачинское, крупянское. бурые угли залегают в виде линз и пластов, протяженность которых редко достигает 10 км, мощность - от 0,3 до 5 м. глубина залегания углей на севере от 5 до 30 м. местами уголь выходит на дневную поверхность, например, по берегам рек уй, тара, абросимовка. к югу глубина залегания нарастает до 300 метров. примерные запасы бурых углей омской угленосной территории составляют несколько млн. тонн.
МАМОНОВА-андрей
04.01.2020
Достоинства. 1. почти всегда это полиметаллические руды, содержащие несколько полезных компонентов, которые извлекаются последующими переделами. например, одновременно в руде могут быть - медь, никель, , золото, платина. 2. эти руды залегают массивами с четкими границами по цвету с окружающими . например, руда красного цвета, а порода серого цвета. недостатки. 1. невысокое содержание полезных компонентов - необходимо последующее обогащение (удаление пустых пород из руды). 2. многие руды после их разрушения окисляются, что может вызвать повышение температуры при длительном хранении руды в отбитом виде и превращение её в труху.
1. днепровско-неманский канал (огинская система) канал огинского соединял реки днепр и неман (р. днепр → р. припять → р. ясельда → канал → оз. выгоновское → р. щара → р. неман → р. куршский залив, море). общая длина канала составляла 54 км. его сооружение было начато по инициативе и при финансовой поддержке известного композитора и поэта михаила казимира огинского. строительство канала длилось с 1770 по 1784 гг., а затем в 1866-1868 гг. выполнялась реконструкция отдельных его частей (тюльпанов и др. 1948). канал преимущественно использовался для транспортировки древесины из российской империи в мемель (теперь клайпеда) и кенигсберг (теперь калининград). перевозились также зерно, мех, лен, мед и другие грузы. максимальный грузопоток был достигнут в 1847-1848 гг. (лопух 1989). полностью разрушенный во время первой мировой войны, канал был реконструирован в 1924-1939 гг. однако его значение как транспортного пути было утеряно уже к концу xix в. в связи с широким развитием железных дорог. в первой половине xx в. огинская система использовалась лишь как местный судоходный путь на отдельных участках (телеханы-пинск) и между крупными населенными пунктами по реке щара. в 1942 г. во время боя между партизанами и войсками навигационная система канала была разрушена и больше не восстанавливалась. в 1980 г. канал перекрыли земляной на выходе из озера выгоновского (геаграфiя беларусi 1992). в настоящее время правительство беларуси планирует реконструировать всю огинскую систему для восстановления судоходства. это, в свою очередь, восстановит коридор миграции гидробионтов из днепра в неман. 2 днепровско-бугский канал (королевский канал) этот канал пролегает между реками днепр и висла (черное море → р. днепр → р. припять → р. пина → канал → р. мухавец → р. западный буг → р. висла → море) и был построен для осуществления судоходства между херсоном (побережье черного моря) и гданьском (побережье моря). общая длина канала составляет 196 км. в его состав входят канализованная часть реки пина (74 км), собственно канал, проходящий через водораздельный бьеф (королевский канал, 58 км), и канализованная часть реки мухавец (64 км). строительство канала началось в 1775 г., однако вскоре было приостановлено и далее возобновлено только в 1848 г. (тюльпанов и др. 1948). тем не менее, перемещение грузов началось еще до окончания строительства. например, уже в 1817 г., по каналу прошли 382 судна и 221 плот древесины (лопух 1989). судоходство было возможным только в многоводные годы и, как правило, весной (блакiтная кнiга беларусi 1994). королевский канал был построен преимущественно для транспортировки древесины в виде плотов, и, соответственно, грузопоток был в основном односторонним, т.е. большинство плотов направлялось в сторону вислы. например, в 1897 г. 241 судно с 14290 плотами прошло через г. брест в польшу и только 14 суден (без плотов) прошли в обратном направлении (днепровско-бугская система 1903). в 1919-1939 гг. основные конструкции канала вышли из строя, однако в 1940 г. их отремонтировали, а сам канал расширили для облегчения судоходства (тюльпанов и др. 1948). во время второй мировой войны основные конструкции опять были разрушены, но затем реконструированы в 1945-1946 гг. в это же время на реке мухавец в г. бресте была построена глухая плотина для поддержания высокого уровня воды в канале. тем самым гидрологическая связь между реками мухавец и западный буг была прервана (тюльпанов и др. 1948, блакiтная кнiга беларусi 1994).