По прогнозам специалистов, увеличение температуры воздуха в Центральной Азии на период до 2030-2050 годы составит +1°С —НЗ°С.
Потепление проявится не только в эволюции оледенения и объемах ледникового стока, изменится общий стог: — он уменьшится. Повышение температуры воздуха на 1° ведет к росту интенсивности испарения на 16%, а это даже на фоне сохранения нормы осадков, не говоря о ее снижении, будет сопровождаться сокращением водности рек. Для Иссык-Кульской котловины: при потеплении на 1° площади льда на южном склоне хр. Кунгей Ала-Too и северном склоне хр. Тескей Апа-Тоо, соответственно, уменьшатся на 19% и 5%, при потеплении на 2 размеры ледников сократятся на 76% и 32% . Объемы ледникового стока на реках северного берега снизятся на 75% , а южного возрастут на 23% , нарушение баланса стоков грозит природными катаклизмами (рис. 80, 81).
Вследствие изменения климата наблюдается активизация селей, оползней и лавин. В республике насчитывается более 5000 оползне опасных мест.
Кризис обострил многие российские проблемы, заставив в порядке принимать меры, которые назрели еще в конце столетия. В полной мере это относится и к проблеме моногородов. Особенностям и перспективам российских моногородов была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся 30 марта в РИА "Новости".
Моногорода были, есть и будут
Моногорода нельзя считать чисто российским явлением. Они существуют и в других странах, причем есть и опыт их успешного развития. Изначально моногорода создаются как высокоэффективные производственные центры. Однако экономическая выгода при этом неизменно сопровождается и определенными рисками - ведь с течением времени конъюнктура меняется. По мнению Вячеслава Бабурина, профессора кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ им. Ломоносова, государству необходимо страховать эти риски. В противном случае получается, что выгодами при успешной конъюнктуре пользуются все, а риски городам приходится брать на себя.
При этом, по мнению ученого, стремиться к тому, чтобы моногородов не было - бесполезная затея. Они всегда были, есть и будут. Есть множество важных общегосударственных и иных функций, которые они должны выполнять.
Однако стремиться к диверсификации производства в таких городах все же необходимо, считает Вячеслав Бабурин, поскольку у их жителей всегда должна быть свобода выбора.
Проблемы моногородов требуют индивидуального подхода
В России более 300 моногородов - это почти треть от общего числа городов. Главной проблемой моногородов является не только зависимость их бюджета от градообразующего предприятия, но и отсутствие у их жителей свободы при выборе места работы или сферы приложения труда.
Причины монопрофильности городов могут быть совершенно разными, и немаловажную роль при этом играет географический фактор. Так, например, Норильск на сотни километров удален от других центров с другими специализациями - и это служит дополнительным препятствием для его жителей в попытках разнообразить сферы приложения труда. С другой стороны, такие города как, например, Северодвинск и Новодвинск, при всей их монопрофильности, расположены совсем недалеко от областного центра (Архангельска) - и такое местоположение предоставляет возможности для диверсификации производственной деятельности, - поясняет Вячеслав Бабурин. По большому счету, их можно назвать моногородами лишь с натяжкой. И уж совсем не стоит относить к этому разряду многие монопрофильные города в Московской области.
Исходя из этого, и поддержка государства в каждом отдельном случае должна учитывать индивидуальные особенности города. "У каждого моногорода свои особенности и своя судьба, нельзя преобразовывать их по шаблону", считает Вячеслав Бабурин. "Создание федеральной программы по поддержке моногородов было бы большой ошибкой, - соглашается руководитель проектов направления "Муниципальное экономическое развитие" Фонда "Институт экономики города" Денис Визгалов. - господдержка моногородам необходима, но она должна быть очень избирательной, к каждому городу нужен индивидуальный подход".
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Азимут от килиманджаро до устья нила