Современный рельеф Евразии был заложен в мезозое, однако современная поверхность формировалась под влиянием тектонических движений в неоген-антропогене. Это были сводово-глыбовые поднятия гор, нагорий и опускания впадин. Поднятия омолодили, а зачастую возродили горный рельеф. Интенсивность новейших тектонических движений привела к преобладанию в Евразии гор.
Средняя высота материка составляет 840м. Самыми мощными горными системами являются Гималаи, Каракорум, Гиндукуш, Тянь-Шань, с вершинами более 7-8 тыс. м.
На значительную высоту подняты Переднеазиатские нагорья, Памир, Тибет. Омоложение в ходе новейших поднятий испытали среднегорья Урала, Средней Европы и др. и в меньшей степени - обширные плоскогорья и плато - Среднесибирское плоскогорье, Декан и др.
Большую роль в рельефе Евразия играют и рифтовые структуры - Рейнский грабен, впадины Байкала, Мёртвого моря и др.
Новейшие опускания привели к затоплению многих окраин материка и обособлению примыкающих к Евразия архипелагов (Дальний Восток, Британские острова, бассейн Средиземного моря и др.). Моря не раз наступали на разные части Евразия в Их отложениями были сложены морские равнины, подвергавшиеся впоследствии расчленению ледниковыми, речными и озёрными водами.
Наиболее обширные равнины Евразия - Восточно-Европейская (Русская), Среднеевропейская, Западносибирская, Туранская, Индо-Гангская. Во многих районах Евразия распространены наклонные и цокольные равнины. Значительное влияние на рельеф северных и горных районов Евразия оказало древнее оледенение. В Евразия находится крупнейшая в мире площадь плейстоценовых ледниковых и водноледниковых отложений. Современное оледенение развито во многих высокогорьях Азии (Гималаи, Каракорум, Тибет, Куньлунь, Памир, Тянь-Шань и др.), в Альпах и Скандинавии, а особенно мощное - на островах Арктики и в Исландии. В Евразия обширнее, чем где-либо в мире, распространено подземное оледенение - многолетнемёрзлые породы и жильные льды. В областях залегания известняков и гипсов развиты карстовые процессы. Для засушливых районов Азии характерны пустынные формы и типы рельефа.
ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ПЛАТФОРМА
История выделения
В 1894 г. А. П. Карпинский впервые выделил Русскую плиту, понимая под ней часть территории Европы, характеризующуюся стабильностью тектонического режима в течение палеозоя, мезозоя и кайнозоя. Несколько раньше Эдуард Зюсс в своей знаменитой книге "Лик Земли" также выделил Русскую плиту и Скандинавский щит. В советской геологической литературе плиты и щиты стали считать составными единицами более крупных структурных элементов земной коры — платформ. В 20-х годах нашего века Г. Штилле для обозначения этой платформы употребил термин "Фенносарматия". Позднее А. Д. Архангельский ввел в литературу понятие "Восточно-Европейская платформа", указывая, что в ее составе могут быть выделены щиты и плита (Русская). Это наименование быстро вошло в геологический обиход, и отражено на последней Международной тектонической карте Европы (1982).
Когда в конце века А. П. Карпинский впервые обобщил все геологические данные по Европейской России, на ее территории не было ни одной скважины, достигшей фундамента, да и мелкие скважины насчитывались единицами. После 1917 г. и особенно после Великой Отечественной войны геологическое изучение платформы пошло вперед стремительными темпами, с использованием всех новейших методов геологии, геофизики, бурения. Достаточно сказать, что в настоящее время на территории европейской части СССР располагаются тысячи скважин, вскрывших фундамент платформы, а менее глубокие скважины насчитываются сотнями тысяч. Вся платформа охвачена гравиметрическими и магнитометрическими наблюдениями, а для многих районов имеются данные ГСЗ. В последнее время широко используются космические снимки. Поэтому в настоящее время мы располагаем огромным новым фактическим геологическим материалом, ежегодно пополняющимся.
Границы платформы
Границы Восточно-Европейской платформы чрезвычайно резкие и четкие (рис. 2). Во многих местах она ограничена прямолинейными зонами надвигов и глубинных разломов, которые Н. С. Шатский называл краевыми швами или краевыми системами, отделяющими платформу от обрамляющих ее складчатых сооружений. Однако не во всех местах границы платформы могут быть проведены достаточно уверенно, особенно там, где ее краевые участки глубоко погружены и фундамент не вскрыт даже глубокими скважинами.
Восточная граница платформы, трассируется под позднепалеозойским Предуральским краевым прогибом, начиная от Полюдова Камня, через Уфимское плато к выступу Каратау вплоть до междуречья рек Урал и Сакмара. Герцинские складчатые сооружения Западного склона Урала надвинуты в сторону восточного края платформы. К северу от Полюдова Камня граница поворачивает к северо-западу, проходит вдоль юго-западного склона Тиманского кряжа, далее к южной части Может как-то
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Дать характеристику основным воздушным массам