1.Арктические пустыни:
Почвы-слабо выражены.
Растения:мох, лишайник, полярный мак
Животные:белый медведь, птицы, тюлень
2.тундра и лесотундра:
Почвы:тундро-глеевые, мерзлотные
Кустарнички:черника, голубка, морошка, ягель, карликовая берёза, ива
Животн:лемменги, песец, Северный олень, полярная лиса
3.Тайга:япочвы-подзолистые,мерзлотно-таежные
Раст:Сосна,ель,лиственница
Животн:лось,бурый медведь, рысь, красная лиса, россомаха, горностай, бурундук, белка, глухарь, дятел, сова
4.Смешанные и широк.
леса. Почва:дерново-подзолистые, серые лесные
Раст:Дуб, бук, граб, вяз, липа, клен, берёза, ольха, осина
Животн:лось, кабан, волк, белка, лиса, олень, змея, соболь, грызуны
5.Лесостепи и степи.
Почвы:черноземы, каштановые почвы
Раст:Почти полностью распаханы, ковыль, полынь, осока
Животн:грызуны, сайгак, жаворонок, ласточка, куропатка, орёл, сокол, волк, заяц-русак
6.пустыни и полупустыни.
Почвы:бурые и серо-бурые
Раст:полынь, саксаул
Животн:двугорбый верблюд, джейран, лисица, тушканчик, эфа, гюрза, варан
7.Субтроп.и троп.
пустыни.
Почвы:сероземы, пустынные тропические
Раст:джузгун, селин
Животн:грызуны, змеи(эфа, гадюка), ящерица
8.мусонные леса
Почва:красноземы и желтоземы
Раст:магнолия, камелия, лианы, амурский виноград, пробковый дуб, корейский кедр
Животн:панда, чёрный гималайский медведь, куница, чёрная белка, уссурийский тигр, леопард, макака, попугай, фазан
9.субэкват и экватор,
леса.
Почвы:красные, красно-жёлтые ферралитные
Раст:пальма, бамбук
Животн:носорог, дикий бык, орангутанги, слоны, тигры, лори, питоны, крокодилы
1. Объявление учителем темы и переформулированных целей урока.
Блок I. Природный комплекс.
Познавательная задача: что такое природный комплекс.
Деятельность учителя: учитель предлагает учащимся, основываясь на знаниях о понятии «природа» и сообщении о том, что слово «комплекс» означает «сочетание», выполнить тест:
Вопрос: «Комплекс» в переводе с латинского языка означает – сочетание. Какой смысл вложен в словосочетание «природный комплекс»?
Варианты ответов:
А. Взаимосвязь почвы с растительным и животным миром.
Б. Взаимосвязь всех природных компонентов местности
В. Связь климатических особенностей местности с ее рельефом.
Г. Взаимосвязь всех природных компонентов местности и деятельности человека.
Блок II. Сферы Земли.
Познавательная задача: Какие оболочки Земли вы знаете? Какие части земных оболочек наиболее тесно взаимодействуют? Как называется оболочка, образованная на границе атмосферы, литосферы, гидросферы и населенная живыми организмами?
Деятельность учителя: формулирует вопросы, демонстрирует таблицу «Биосфера», формулирует понятие «географическая оболочка»
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, используя знания по географии и биологии, полученные в 6 классе; формулируют понятие «биосфера».
Блок III. Компоненты природного комплекса.
Познавательная задача: выяснить, из каких компонентов состоит природный комплекс?
Деятельность учителя: приводит примеры различных по масштабу ПК, формулирует вопросы; демонстрирует картину «ПК лес
Вопрос: Из каких компонентов состоит ПК лес?
Деятельность учащихся: анализируют таблицу «ПК лес», усваивают объяснение учителя, в ходе которого делают выводы о размерах ПК, высказывают предположения, отвечая на вопрос.
Блок IV. Взаимосвязи компонентов ПК.
Познавательная задача: Как взаимосвязаны компоненты природного комплекса?
Деятельность учителя: организует эвристическую беседу, предлагает учащимся закончить схему «Взаимосвязи компонентов ПК».
Деятельность учащихся: приводят примеры в доказательство взаимосвязей компонентов природы, отвечают на вопросы учителя (Как влияет рельеф на залегание грунтовых вод? Как влияют текучие воды на рельеф? Как взаимосвязаны воды и растительный мир? Растительный мир и рельеф? Каковы взаимосвязи между растительным и животным миром? Как животные влияют на рельеф? На растительный мир?) и заполняют схему «Взаимосвязи компонентов ПК» под его руководством.
Блок V. Решение проблемы.
Познавательная задача: как взаимодействуют компоненты ПК?
Деятельность учителя: формулирует проблемную ситуацию учащимся в её решении, схематично отображая противоречие, дополняя задания учащихся о том, что личинки комаров, проходя личиночную стадию в водоемах накапливать микроэлементы в своем организме.
Растениям, кроме главных элементов минерального питания – азота, калия, кальция, фосфора, – для нормального развития совершенно необходимы многие другие вещества, содержащиеся в почве в ничтожно малом количестве – всего несколько граммов на гектар. Сюда относятся такие элементы, как медь, цинк, марганец, молибден, бор и другие. Микроэлементы миллионы лет вымываются из почвы и сносятся в водоемы. Казалось бы, они давно должны были исчезнуть из почвы. Почему же они не исчезли, и вслед за ними не погибла растительность?
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Самарско-тольятинский комплекс района специализируется на выберите один или несколько ответов: a. производстве синтетического каучука b. производстве лаков и красок c. производстве автопокрышек d. производстве минеральных удобрений e. производстве пластмас