С исторической точки зрения присоединение побережий Балтийского и Черного моря к России имело огромное значение. Допетровская Русь имела, фактически, лишь один морской порт - Архангельск, через который и осуществлялась торговля с западными странами. Выход же к Балтике и Чёрному морю давал России намного более прямую, короткую и круглогодичную морскую дорогу в Европу, что крайне по развитию внешней торговли Российской империи. В настоящее время, хотя количество портов на Балтийском и Черном морях в современной России существенно сократилось по сравнению с Российской империей и СССР (по причине потери территории в 1991 году), эти моря продолжают играть важнейшую роль во внешней торговле Российской Федерации.
ksen1280
24.11.2022
Афанасий Никитин
Афанасий НикитинХожение за три моряКарта «Хождение за три моря»Афанасий Никитин в поэзииПамятникиСайты

Краеведческий информационный центр
Афанасий Никитин
В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара и беседовал с жителями о догматах их веры.
Н.М. Карамзин
Тверской купец Афанасий Никитин (? - 1475) в 1468-1475 гг. совершил поездку в страны Востока и оставил описание путешествия, известное под названием «Хожение за три моря».
Бывалый купец Никитин до этого не раз посещал дальние страны – Византию, Молдавию, Литву, Крым – и благополучно возвращался домой с заморским товаром. Афанасий получил грамоту от Великого князя Тверского Михаила Борисовича, собираясь развернуть широкую торговлю в районе современной Астрахани. Некоторым историкам это сообщение дало основание видеть в тверском купце тайного дипломата, лазутчика тверского князя, однако документальных подтверждений тому нет.
Путешествие началось весной 1468 г. из Твери. Караван плыл мимо Калязина, Углича, Костромы, Плёса. В Нижнем Новгороде в целях безопасности тверской караван должен был присоединиться к каравану московского посла в Шемаху Василия Папина, но тот уже ушел на юг.
Дождавшись возвращения из Москвы татарского посла Ширвана Хасан-бека, Никитин с ним и с другими купцами отправился в путь на две недели позже намеченного. Под самой Астраханью караван ограбили местные разбойники – астраханские татары, не посчитавшись, что на одном из кораблей плыл «свой» и к тому же посол. Они отняли у купцов весь товар, закупленный в кредит: возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Товарищи Афанасия и он сам, по его словам, «заплакав, да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, а тот пошел, куды его очи понесли».
Желание поправить дела с посреднической торговли погнало Никитина дальше на юг. Через Дербент и Баку он попал в Персию, пересек ее от Чапакура на южном побережье Каспия до Ормуза на берегу Персидского залива и по Индийскому океану к 1471 г. доплыл до Индии. Там он провел целых три года, посетив Бидар, Джункар, Чаул, Дабхол, совершил поездки в расположение алмазных копий, Райчур, Кулур, Голконду и Парват - одну из святынь индусов. В Индии он не только заключал выгодные торговые сделки, но и записывал сведения об увиденном и услышанном, а также сблизился с индусами, с которыми вел споры о жизни и вере.
На обратном пути в 1474 г. Никитину довелось побывать на побережье Восточной Африки, в «земле Эфиопской», где он снова был ограблен, но отпущен. Отсюда купец двинулся на север и по объятому войной Ирану к октябрю прибыл в Трапезунд, на южный берег Черного моря. Здесь Никитин был арестован турецкими властями, так как пришел из враждебного Ирана (Персия), и лишен остатков имущества. С трудом пересек Афанасий Черное море и достиг берега Крыма у Балаклавы, а 5 ноября высадился в Кафе-Феодосии, генуэзской колонии русских купцов. Зиму 1474-1475 гг. Никитин провел в Кафе, завершая записки о своих путешествиях, а весной с московским купцами направился днепровским путем в Тверь, но, не дойдя Смоленска, умер. Обстоятельства его смерти неизвестны.
В том же году спутники Никитина привезли «тетради» купца в Москву и передали их великокняжескому дьяку В. Мамыреву, ближайшему советнику Ивана III. Они были включены в Летописный свод 80-х гг. XV в. Афанасий Никитин в «Хожении...» обратил внимание на государственный строй, управление, религию, рассказал об алмазных копях, торговле, вооружении, упомянул экзотических животных – змей и обезьян, таинственную птицу «гукук», якобы предвещавшую смерть, и др. Его записки свидетельствуют о широте кругозора автора, дружественном отношении к чужим народам и нравам тех стран, где он побывал. В начале XIX в. в архиве Троицко-Сергиевского монастыря в составе Троицкой летописи записки Никитина обнаружил Николай Михайлович Карамзин. Он и опубликовал их впервые в 1817 г. под авторским названием «Хожение за три моря».
К настоящему времени найдено семь списков «Хожения» XV-XVII вв., которые хранятся в Российской государственной библиотеке, Российском государственном архиве древних актов и Российской национальной библиотеке. Текст «Хожения» издавался десять раз, и шесть раз переводился на иностранные языки.
Память отважного купца до сих пор чтят на его родине. Центральный Банк России выпустил в обращение две памятные монеты, посвященные 525-летию путешествия, достоинством в 2 рубля и тиражом монет каждого вида 7, 5 тыс. штук. В 1984 г. в Калининском (ныне Тверском) театре кукол режиссер В. Маслов поставил о Никитине спектакль. Начиная с 1978 г. в Твери ежегодно проводится регата по академической гребле - «Афанасий Никитин». В 1997 г. В центре города (на пересечении улиц Трехсвятской и Желябова) на одном из административных зданий красуется мозаика в память о мореплавателе. Автор мозаики заслуженный художник России А. Голубцов.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как изменяется климат в бресте? как влияет изменение климата на растительный мир, животный мир, человека? желательно с примерами
С исторической точки зрения присоединение побережий Балтийского и Черного моря к России имело огромное значение. Допетровская Русь имела, фактически, лишь один морской порт - Архангельск, через который и осуществлялась торговля с западными странами. Выход же к Балтике и Чёрному морю давал России намного более прямую, короткую и круглогодичную морскую дорогу в Европу, что крайне по развитию внешней торговли Российской империи. В настоящее время, хотя количество портов на Балтийском и Черном морях в современной России существенно сократилось по сравнению с Российской империей и СССР (по причине потери территории в 1991 году), эти моря продолжают играть важнейшую роль во внешней торговле Российской Федерации.