Начало Великой Отечественной войны было неудачным для Советского Союза. СССР потерял важнейшие в экономическом и культурном отношении европейские территории, где были сосредоточены промышленные предприятия, дававшие стране всю необходимую продукцию для жизнеобеспечения страны. И поэтому встала задача быстрейшего перемещения производственных предприятий с западных районов на восток.
Эвакуированные в порядке предприятия юго-западных районов страны, а также из Москвы и других прифронтовых областей прибывали в Казахстан двумя потоками: в октябре-ноябре 1941 года и в июле-августе 1942 года. Как отметил в своей работе казахстанский ученый Г. Абишев, прием и размещение эвакуированных предприятий происходило в условиях поздней осени и суровой зимы 1941-1942 года. С июля 1941 г. по 15 февраля 1942 г. в Казахскую ССР прибыло 110 предприятий [1, с.50].
Для оперативного приема и размещения эвакуированных предприятий в республике была организована правительственная комиссия, а при Совете Народных Комиссаров Казахской ССР и областных исполнительных комитетах Советов депутатов трудящихся - эвакоотделы, занимавшиеся вводом в действие прибывших оборудования и станков заводов и фабрик.
Всего в 1941-1942 годах в Казахстан из европейской части России было передислоцировано 220 заводов и фабрик, цехов и артелей, а также 50 тыс. кадровых рабочих и инженерно-технических работников. При размещении в Казахстане в годы Великой Отечественной войны эвакуированных и перебазированных предприятий, прежде всего, требовалась сверх выдача фронту военной продукции. Основными районами размещения перебазированных заводов и фабрик стали Алма-Ата, Уральск, Петропавловск, Чимкент, Семипалатинск, Караганда, Актюбинск. Таким образом, предприятия и обслуживающий их персонал располагались в тех населенных пунктах, в которых функционировала предназначенная для обеспечения нужд определенного количества населения инфраструктура. С течением времени по факту увеличивающейся численности эвакуированного населения и количества передислоцированных объектов были задействованы фактически все города.
В процессе проведения перебазирования предприятий ответственные специалисты исходили из множества факторов. Учитывался анализ численности населения казахстанских городов, наличие в них промышленных объектов, профессиональных групп населения в различных сферах, близость железнодорожных и прочих транспортных путей сообщений, сырьевых ресурсов. Очевидно, соответствующие и многие другие аспекты являлись определяющими в расположении предприятий по городам. Так, в г. Алма-Ата было эвакуировано 22 завода и фабрик; Петропавловск - 7; Чимкент - 8; Кокчетав - 1; Гурьев - 2; Кустанай - 6; Балхаш - 1; Караганда - 4; Уральск - 5; Акчатаустрой - 1; Семипалатинск - 8; Кзыл-Орда - 3; Джамбул - 2; Павлодар - 2; Лениногорск - 1; Актюбинск -5; Аягуз - 1 [2, лл. 49-51] .
По мнению академика М.К. Козыбаева, существовало три варианта размещения эвакуированных предприятий на территории Казахстана: одни функционировали в здании строящегося Алма-Атинского авторемонтного завода, Актюбинский завод ферросплавов получил дополнительное оборудование Запорожского ферросплавного завода. Другие вливались в действующие родственные заводы и фабрики республики. Так, оборудование Харьковской табачной фабрики с неполным оборудованием размещалось на Алма-Атинской фабрике, Харьковская швейная фабрика слилась с Алма-Атинской швейной фабрикой. Существовал третий путь, когда часть перебазировавшихся предприятий из прифронтовой полосы пребывала с неполным оборудованием. Тогда предприятия объединялись по профилю, создавая новые. Сооружение Кузнецкого и Актюбинского ферросплавных заводов стало крупной победой военной экономики, обеспечивающей создание на Востоке новой базы металлургии [3, с. 78].
В процессе перестройки работы тыла промышленные предприятия Казахстана уже в третьем квартале 1941 г. увеличили темпы производства и дали продукции на 25,8% больше, чем во втором квартале того же года. Квартальный план промышленности союзного подчинения был выполнен на 128,7%, республиканский на 121,1%, а местной промышленности на 107% [4, с. 473].
Отметим, что эвакуированные в Казахстан предприятия уже к концу 1942 года были полностью восстановлены. Также в республике вступило в строй действующих несколько заводов и крупных цехов, производивших вооружение и боеприпасы.
Начало Великой Отечественной войны было неудачным для Советского Союза. СССР потерял важнейшие в экономическом и культурном отношении европейские территории, где были сосредоточены промышленные предприятия, дававшие стране всю необходимую продукцию для жизнеобеспечения страны. И поэтому встала задача быстрейшего перемещения производственных предприятий с западных районов на восток.
Эвакуированные в порядке предприятия юго-западных районов страны, а также из Москвы и других прифронтовых областей прибывали в Казахстан двумя потоками: в октябре-ноябре 1941 года и в июле-августе 1942 года. Как отметил в своей работе казахстанский ученый Г. Абишев, прием и размещение эвакуированных предприятий происходило в условиях поздней осени и суровой зимы 1941-1942 года. С июля 1941 г. по 15 февраля 1942 г. в Казахскую ССР прибыло 110 предприятий [1, с.50].
Для оперативного приема и размещения эвакуированных предприятий в республике была организована правительственная комиссия, а при Совете Народных Комиссаров Казахской ССР и областных исполнительных комитетах Советов депутатов трудящихся - эвакоотделы, занимавшиеся вводом в действие прибывших оборудования и станков заводов и фабрик.
Всего в 1941-1942 годах в Казахстан из европейской части России было передислоцировано 220 заводов и фабрик, цехов и артелей, а также 50 тыс. кадровых рабочих и инженерно-технических работников. При размещении в Казахстане в годы Великой Отечественной войны эвакуированных и перебазированных предприятий, прежде всего, требовалась сверх выдача фронту военной продукции. Основными районами размещения перебазированных заводов и фабрик стали Алма-Ата, Уральск, Петропавловск, Чимкент, Семипалатинск, Караганда, Актюбинск. Таким образом, предприятия и обслуживающий их персонал располагались в тех населенных пунктах, в которых функционировала предназначенная для обеспечения нужд определенного количества населения инфраструктура. С течением времени по факту увеличивающейся численности эвакуированного населения и количества передислоцированных объектов были задействованы фактически все города.
В процессе проведения перебазирования предприятий ответственные специалисты исходили из множества факторов. Учитывался анализ численности населения казахстанских городов, наличие в них промышленных объектов, профессиональных групп населения в различных сферах, близость железнодорожных и прочих транспортных путей сообщений, сырьевых ресурсов. Очевидно, соответствующие и многие другие аспекты являлись определяющими в расположении предприятий по городам. Так, в г. Алма-Ата было эвакуировано 22 завода и фабрик; Петропавловск - 7; Чимкент - 8; Кокчетав - 1; Гурьев - 2; Кустанай - 6; Балхаш - 1; Караганда - 4; Уральск - 5; Акчатаустрой - 1; Семипалатинск - 8; Кзыл-Орда - 3; Джамбул - 2; Павлодар - 2; Лениногорск - 1; Актюбинск -5; Аягуз - 1 [2, лл. 49-51] .
По мнению академика М.К. Козыбаева, существовало три варианта размещения эвакуированных предприятий на территории Казахстана: одни функционировали в здании строящегося Алма-Атинского авторемонтного завода, Актюбинский завод ферросплавов получил дополнительное оборудование Запорожского ферросплавного завода. Другие вливались в действующие родственные заводы и фабрики республики. Так, оборудование Харьковской табачной фабрики с неполным оборудованием размещалось на Алма-Атинской фабрике, Харьковская швейная фабрика слилась с Алма-Атинской швейной фабрикой. Существовал третий путь, когда часть перебазировавшихся предприятий из прифронтовой полосы пребывала с неполным оборудованием. Тогда предприятия объединялись по профилю, создавая новые. Сооружение Кузнецкого и Актюбинского ферросплавных заводов стало крупной победой военной экономики, обеспечивающей создание на Востоке новой базы металлургии [3, с. 78].
В процессе перестройки работы тыла промышленные предприятия Казахстана уже в третьем квартале 1941 г. увеличили темпы производства и дали продукции на 25,8% больше, чем во втором квартале того же года. Квартальный план промышленности союзного подчинения был выполнен на 128,7%, республиканский на 121,1%, а местной промышленности на 107% [4, с. 473].
Отметим, что эвакуированные в Казахстан предприятия уже к концу 1942 года были полностью восстановлены. Также в республике вступило в строй действующих несколько заводов и крупных цехов, производивших вооружение и боеприпасы.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
В чём сходство и различия в отраслях и специализациях зап. Сибири и Урала?
5 - 9 классы География 5+3 б
Сравнительная характеристика отраслей специализации экономических районов Восточной и Западной Сибири. Сходства и различия.
Havva1 01.05.2017
Отметить нарушение
ответы и объяснения
ЛУЧШИЙ ОТВЕТ!
Annet450
Annet450Новичок
Западно-Сибирский Район (Западная Сибирь)
Состав: Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республика Алтай.
Экономико-географическое положение: Западно- Сибирский экономический район занимает обширное к востоку от Уральских гор почти до Енисея. Но особенно велика протяженность с севера на юг. Это один из наиболее крупных по территории экономических районов России.
На западе район граничит с Северным и Уральским экономическим районами, на юге - с Казахстаном, на востоке - с Восточно-Сибирским районом. На юге района Транссибирская железнодорожная магистраль пересекает крупнейшие сибирские реки (Обь и Иртыш) .
Обладая богатейшими природными ресурсами район имеет благоприятные предпосылки для экономического развития, но своеобразные природные и климатические условия сильно осложняют ситуацию.
Природные условия и ресурсы: Большую часть территории района занимает Западно-Сибирская равнина. Расположенная на юго-востоке Алтайская горная страна - самая высокая часть Западной Сибири (г. Белуха - 4506 м) .
Большая часть Западной Сибири располагается в области континентального климата умеренного пояса (более сурового, чем в европейской части России) , а северная ее часть находится в пределах субарктического и арктического поясов. На природу крайнего севера заметное влияние оказывает Северный Ледовитый океан.
Вследствие большой протяженности территории с севера на юг и с запада на восток различия в растительности заметны даже в пределах одного климатического пояса.
В направлении с севера на юг зона арктических пустынь и тундры сменяется зоной тайги (Западная Сибирь - лесоизбыточный район) . На широте Тюмени и Томска таежные леса сменяются узкой полосой лиственных лесов, которые переходят в лесостепные У предгорий Алтая небольшую площадь занимает степная зона (но более засушливая, чем на Русской равнине) . Лесостепные и степные районы Западной Сибири с черноземными почвами распаханы.
Главная река района - Обь - судоходна на всем протяжении и впадает в Карское море. У реки много притоков (многие из них суд сходны) . Реки района служат как транспортные артерии и для водоснабжения. Гидроэнергетический потенциал рек невелик (равнинная территория) . Более трети всей площади Западной Сибири занимают болота. Заболоченность крайне затрудняет прокладку транспортных магистралей, освоение нефтяных и газовых месторождений.
Западно-Сибирский район богат различными полезными ископаемыми. В его недрах находятся огромные запасы нефти и газа (особенно важные из них - в глухой тайге среди топей и болот) . На район приходится более 60% российских запасов торфа. К северу от Алтая, между Салаирским кряжем и Кузнецким Алатау, расположен Кузнецкий каменноугольный бассейн (Кузбасс) . На юге Кемеровской области (Горная Шория) добывались железные руды, но они уже почти выработаны. Но главные запасы железных руд, сопоставимые с запасами КМА, находятся в Приобье, в Томской области (к их освоению еще не приступили) . В Салаирском кряже имеются запасы полиметаллических руд. На Алтае обнаружены ртуть и золото.
В предгорьях Алтая находится курорт Белокуриха с минеральными источниками. Густые леса, стремительные реки, знаменитое Телецкое озеро притягивают на Алтай многочисленных туристов.
Население: Численность населения района - 15,1 млн. человек, здесь проживает 2/3 населения всей Восточной зоны России. Средняя плотность населения - 6 человек на 1 км2. Размещено оно крайне неравномерно. Наиболее плотно заселена сравнительно неширокая полоса вдоль Транссибирской железной дороги и Кемеровская область (33 человека на 1 км2). Тайга заселена редко, села в ней встречаются преимущественно по долинам рек. В Томской, Тюменской области, в Ханты-Мансийском автономном округе плотность населения - 2-3 человека на 1 км2.