Все компоненты внутри системы взаимосвязаны и зависят друг от друга. Влияние животных на почву осуществляется как прямым образом, так и косвенно: это различные типы воздействия, в зависимости от процессов жизнедеятельности и образа жизни живых существ.
Насекомые, черви и травоядные животные осуществляют переработку растительной массы, значительным образом увеличивая ее круговорот и внося в почву продукты метаболических процессов и экскременты.
Насекомые
В то же время, такие животные, как, например, бобры, благодаря постройке плотин производят затопление или заболачивание близлежащих почв или улучшая их водоснабжение, то есть таким образом оказывают косвенное влияние на почву.
Бобры
Один из основных факторов воздействия животных на почву — локомоторный: в результате механических движений происходит вытаптывание, разрыхление, смешивание мульчирующего (наружного) горизонта почвы с более глубокими слоями и т.п. Значительную роль в этих процессах осуществляют дикие и домашние копытные животные, которые выпасаются на пастбищах.
Если выпас производится умеренно, то он качественному перемешиванию первичных почвенных горизонтов, улучшению снабжения грунта кислородом и водой, интенсификации процессов разложения органических субстанций и высвобождению минеральных веществ. При излишне интенсивном выпасе появляются следы негативного воздействия — эрозия, оглеение и перемыв.
Домашние копытные животные
Несомненно, самую важную задачу во взаимодействии с грунтом осуществляют роющие животные. Виды и роющей деятельности весьма разнообразны, области ее распространения очень обширны.
Наиболее выражена роющая функция животных в степных и пустынных регионах, потому что при такой среде обитания просто-напросто нет других укрытий для обеспечения безопасности от тяжелых климатических условий и природных врагов, кроме как в земляных норах.
Роющую деятельность осуществляют как насекомые (в том числе их личинки) и черви, так и мелкие грызуны — суслики, кроты, полевые мыши, сурки и т. д.
Благодаря роющей деятельности различных животных улучшается снабжение почвы водой, происходит аэрация, взаимодействие между почвенными горизонтами, а также дополнительное снабжение грунта органическими веществами.
Облюбовала россыпи камней в низкогорных районах. Меж кусками породы можно спрятаться, чем и пользуется пищуха. Внешне она напоминает помесь зайца и полевки. О беляке «говорят» покатая форма черепа и крупные для простой мыши уши. Это не просто внешнее сходство. Пищуха относится к отряду зайцеобразных.
Из года в год животные Алтайского края проходят одними и теми же тропами. Поэтому меж камней и трав можно заметить канавки шириной примерно по 4 сантиметра. Это дороги алтайских пищух. Среди собратьев из других регионов они самые крупные, в длину достигают 25-ти сантиметров и весят более 300-от граммовЭта птица лишена потовых желез. Сие мешает дрофе охлаждаться в жаркие дни. Птице приходится расправлять крылья и припадать к прохладной земле, отдавая ей избыток жара путем теплообмена. Такую «ахиллесову пяту» дроф некогда заметили охотники. Приметили они и вкусность мяса животного. Дроф стали истреблять, доведя до ручки, а точнее, Красной книги.
Животное Красной книги Алтайского края занесено и в международный список исчезающих видов. Уязвимой птицу сделало не только отсутствие потовых желез. У дрофы намокающие перья. Они вбирают влагу в дождь, а стоит ударить заморозкам, обледеневают. Это делает птицу беззащитной.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Соберите информацию из интернета источников дополнительной литературы о древних представлениях строение Земли и Сделайте презентацию
Материал найден в интернете
Представление людей о нашей планете с древних времен
Великие географические открытия
Стремление к познанию окружающей среды человечества было связано с потребностями в продуктах питания и в поисках мест, удобных для расселения. С целью использования богатств Земли, для удовлетворения своих потребностей люди стали совершенствовать свои знания науки о Земле.
Представления древних людей о строении Земли в сознании тысячи лет назад проживавших вавилонян, египтян, греков и др. народов сохранились в археологических находках и каменных письменных артефактах.
Археология — наука, исследующая историю развития человечества по ископаемым артефактам.
В представлении древних индийцев запечатленном в священной книге Веда, Земля стоит на слонах, плывущих на спине черепахи через безбрежный океан.
Вавилоняне считали, что Земля дрейфует в мировом океане под хрустальным небосводом (рис. 3).
Вот так представляли древние вавилоняне Землю
Древние греки представляли себе Землю плоским диском, окруженным морем. И из этого моря каждый вечер выходят, и каждое утро заходят в него звезды, а с восточной стороны моря в золотой колеснице поднимается бог Солнца Гелиос и совершает свой путь по небосводу (рис.4).
Рисунок 4. Представления древних греков о миросоздании.
Кыргызы считали, что Земля состоит из семи слоев (ярусов). На самом дне находятся одноглазые великаны (циклопы) и другие существа, говорящие на человеческом языке. На дне существует волшебное «синее озеро» (мертвое озеро), из которого нельзя было пить воду.
Эту твердую семислойную Землю держит на рогах огромный сивый вол. Когда у вола один рог устает, он перекладывает Землю на другой. Перекладывая Землю с одного рога на другой происходят землетрясения, сила которых зависит от скорости перекладывания, то есть чем сильнее и быстрее вол это делает, тем сильнее землетрясения.
Приливы, отливы, испарение морей и океанов, возникновения тумана на Земле считалось вдохом и выдохом вола. Такое представление у людей возникло с отсутствием научных знаний о Земле.
Такие предположения о Земле связаны с отсутствием достоверных данных и не знанием естественной природы Земли.
Первобытные люди, чтобы обеспечить жизнь добывали себе пищу сбором плодов, съедобных корней, ловлей рыбы, охотой на диких зверей, Поэтому они хорошо знали природу своей местности. Чтобы, запомнить маршрут охоты они его рисовали на коре деревьев и на камнях. Эти изображения являлись примитивными образцами географических карт. Со временем у людей появились потребности в поисках новых земель. Поиск новых земель и различные походы накоплению знаний о Земле. Об этих открытиях и путешествиях вы узнаете в следующих параграфах учебника.