«кто из вас, братья мои, мог бы мечтать тридцать лет тому назад, что вы будете здесь со мной плотничать на остзейском берегу, в платье будете насельниками земель, завоеванных нашими и нашей храбростью, что вы увидите таких храбрых и победоносных солдат и матросов крови, столь искусными вернувшихся из чужих стран сыновей, столько отечественных художников и ремесленников в нашей стране, что вы доживете до такого глубокого уважения к нам иностранных потентатов!
полагают древнейшее местожительство всех наук в греции, откуда они судьбами времен были изгнаны и распространились в италии, а затем перешли во все европейские страны; невежество наших предков помешало им проникнуть дальше, чем в польшу, ибо поляки так же, как и все немцы, находились в такой густой темноте, как и мы до сих пор, и открыли глаза, наконец, и неусыпными своих правителей вступили во владение некогда в греции возникшими искусствами, науками и образом жизни.
а теперь очередь дойдет и до нас, если только вы поддержите меня в серьезнейшем замысле, если вы захотите не только из слепого повиновения, но и добровольно познавать и отделять доброе от злого.
я сравниваю странствие этих наук с круговращением крови в человеческом теле, и кажется мне, что придет время и оставят они свое местопребывание в , франции и германии, побудут несколько столетий у нас, а затем вернутся на свою настоящую родину в грецию.
тем временем советую вам принять во внимание латинскую поговорку — ora et labora [молись и трудись] и быть уверенными в том, что вы, может быть, еще при нашей жизни посрамите другие культурные страны и на высочайшую вершину вознесете славу».
не чужды эпохе петра были и мысли о всенародности подступов к культуре, о всесословности образования, о всеобщей грамотности народа. эти мысли мы слышали из уст ф. салтыкова, одного из «прибыльщиков» петра. они же лежали и в основе распоряжений петра о зачислении в создаваемые им школы детей разных сословий. правда, эти мысли были в полном противоречии с социальной структурой петровского государства. потому-то школьная образованность xviii в. так легко после петра приняла резко выраженный сословный характер (шляхетские корпуса, духовные семинарии). но петровская эпоха этих сословных четких отграничений в школьном образовании еще не знает. на службу государству, — а образование при петре было также службой, — петр хотел привлечь все пригодные к строительству силы, он готов был брать работников отовсюду и везде, где только можно было их найти.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Перечисли средства, с которых ивану грозному удалось ввести особый порядок (опричинину