Россия в начале 17 в. находилась в состоянии глубокого цивилизационного кризиса, который назрел в стране после правления Ивана Грозного и проявился в династическом, политическом и экономическом кризисах. Смутное время принесло стране несколько альтернатив развития и поставило новые вопросы: о легитимности власти, о самозванстве. После Смуты государство и государь уже не воспринимались как единое целое, государство это "люди Московского государства", а цари могут быть пришлыми. Перед правящим классом, таким образом, объективно встал целый комплекс первоочередных и долго внутренних и внешних задач. Во-первых, восстановить и укрепить государственную власть, во-вторых, покончить с интервенцией и вести активную внешнюю политику, в-третьих развитию производительных сил страны, в-четвёртых, обеспечить развитие и укрепление феодальных отношений.
Земский собор 21 февраля 1613 года проголосовал за сохранение самодержавного строя и традиционных порядков. Династия Романовых взошла на престол под лозунгами старины и порядка. Безликость Михаила была на руку боярам. Некоторые историки оценивают ситуацию периода избрания Михаила как уникальную возможность повернуть развитие России в сторону более решительной модернизации, в сторону правового государства. Но данный путь не соответствовал ожиданиям большинства народа, для которого неограниченное самодержавие и усмирение боярства были гарантией от произвола феодалов. Массы желали равного бесправия всех. Страшило повторение Смуты, безвластие виделось в старине и православии. Смута впервые в русской истории втянула в политическую жизнь более широкие слои населения. Так в России утвердилась династия Романовых, правивших страной более 300 лет. К этому времени относится один из героических эпизодов русской истории. Польский отряд попытался захватить только что избранного царя, искал его в костромских вотчинах Романовых. Но староста села Домнина Иван Сусанин не только предупредил царя об опасности, но и завел поляков в непроходимые леса. Герой погиб от польских сабель, но и погубил заблудившихся в лесах шляхтичей.
Смутное время в России закончилось.
Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением жизни Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны; в описях сельских местностей при царе Михаиле упоминается множество пустых деревень, из которых крестьяне "сбежали" или "сошли безвестно куда", или же были побиты "литовскими людьми" и "воровскими людьми". В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами и своим союзом с врагами государства.
В отношении политическом смутное время, – когда Земля, собравшись с силами, сама восстановило разрушенное государство, - показало воочию, что государство Московское не было созданием и "вотчиною" своего государя, но было общим делом и общим созданием "всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия".Смута XVII в. как ключевое событие русской истории ставится исследователями в один исторический ряд с призванием варягов, образованием Киевской Руси и Московского государства. Зарождение Смуты связано с угасанием династии Рюриковичей.
В каждой стране свои лидеры есть
И их в государствах немало
И по заслугам хвала им и честь
И по деяниям слава.
Ормон-хан Ниязбек-уулу - хан Кыргызского (Кара-Кыргызского) ханства (1842-1854 гг.), манап племени Сарыбагыш [(ист. сев.) манап - представитель верхушки кыргызской феодально-родовой знати, который, не имея личной собственности, жил за счёт управляемого им населения и распоряжался его собственностью], потомок (внук) Эсенгула родился в Иссыккульской долине в 1792 году. Согласно народному преданию, его прадеду Болот-бию было предсказано, что один из его потомков станет монархом, объединит под своей властью всех кыргызов и создаст национальную державу.
Манап Ниязбек назвал своего сына Ормоном, [(кырг.) ормой – быть важно степенным; быть человеком крупного телосложения + он – аффикс имён существительных, образованных от глаголов = степенность, представительность, обстоятельность, серьезность, рассудительность, респектабельность, чинность, солидность, важность, величавость] (К.К.Юдахин. Киргизско-русский словарь. 1985 г.).
C юных лет Ормон умел скакать на лошадях, а когда подрос начал осваивать военное искусство: умение сражаться мечами и копьями. И не было ему равных в одном из древнейших национальных видов спорта – борьбе куреш (к;р;ш).
Ормон твёрдо помнил все советы и наставления, которые давал ему отец, один из первых манапов Ниязбек, и с детских лет был человеком властным и амбициозным (честолюбивым, властолюбивым, самолюбивым, высокомерным, надменным, тщеславным), обладал организаторскими , личной храбростью и уже с 17 лет принимал участие в боях.
Личность Ормон-хана возвысилась на переломе эпох. В возрасте 25 лет он становится одним из предводителей племени Сарыбагыш, его родоправителем (старшим манапом) и организатором всей жизни. Его главной заботой было - служение своему роду, племени, защита их интересов, обеспечение жизнедеятельности и выживания своих подданных в непростых условиях тех времен. Добившись определенного успеха, он с 30 лет более активно включается в управление своим племенем. Его природный ум и дар правителя были оценены многими племенами, слава о нём распространилась за пределы кыргызских земель.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Тиберий гракх, как именно он отличился на пунической войне?