Последствия движения реформации зашли в европе гораздо дальше предположений и чаяний лютера. "редко когда люди берутся за дело, будучи водимы мудростью и осторожностью, - сказал он, - но водимые невежеством - берутся за что угодно". человек, занятый творческим делом, редко бывает способен предвидеть, куда именно его действия, как они отразятся на нем самом и других. лютер об этом знал и был готов доверить результаты богу. "бог вел меня, как лошадь с шорами на глазах, чтобы я не видел своих противников", - признал он. будучи фигурой, лютер оказал большое влияние на события начального периода современной . но даже если лютер первоначально действительно являлся главной движущей силой, то силы, вскоре в движение всю европу, превосходили способности одного человека. по крайней мере формально, европа вошла в шестнадцатый век, объединенная католической церковью. из реформации она вышла уже с обилием различных евангелических общин и протестантских союзов, составлявших конкуренцию старой церкви и друг другу в вопросах веры и людей. внешне европа по-прежнему представляла собой христианский мир, общность верующих со схожими целями, вытекающими из схожей веры, но к концу этого периода открыто проявились самостоятельные интересы новых монархий и властей, выразившиеся во взрывной колониальной экспансии из устоявшихся границ чуть ли не во все части света. к началу столетия европа имела жизнеспособную, но ограниченную капиталистическую с развитой аграрной основой - к концу этой эпохи капитализм широко распространился, и торговцы путешествовали по всему миру. европа подошла к эпохе реформации, все еще продолжая сохранять некоторую однородность церковной культуры и сияние вершин живописи и итальянского возрождения, а в ее конце стремительно продвигалась к новым основам светской культуры и современной науки. насколько революционной была реформация? эдуард гиббон в конце второго тома своего монументального труда " упадка и разрушения римской империи" констатирует: "при непредвзятом рассмотрении мы скорее удивимся робости наших первых реформаторов, чем оскорбимся их свободой". лютер признавал, что как ему самому, так и другим трудно преодолеть инерцию и взяться за критику устоявшихся обычаев. "как справедливо говорят, что трудно избавиться от привычного и ''привычка - вторая натура''", - отмечал он. более того, авторитетные реформаторы видели свою в восстановлении славной древней веры, а не в нововведениях. меланхтон полагал даже, что умеренные реформы предотвратят возможные гораздо более серьезные беспорядки. движение, не ставившее революционных целей, тем не менее имело позднее весьма революционные последствия . революции не , революции допускаются. полемика подтолкнула лютера к более радикальным позициям, чем он изначально предполагал. большая часть европы была готова к тем переменам, которые реализовали реформаторы. леопольд фон ранке, великий основоположник современной критической , описал реформацию как глубочайшую духовную революцию, которую человечество когда-либо претерпевало за столь короткий период времени. поразительно, что реформация имела скромные цели и радикальные последствия .
eugene869154
16.12.2021
Мстислав создал сильнейшею державу в составе княжеств, сохраняя контроль над важнейшими руси и главным торговым путем «из варяг в греки» . в киеве мстислав построил церкви святого феодора и богородицы пирогощи, а также основал федоровский монастырь. многие ученые считают, что именно мстислав является последним редактором “повести временных лет”. во внешней политике мстислав i продолжал линию своего отца: защита страны от врагов. военное могущество князя мстислава было настолько неоспоримым, что именно он, единственный из всех князей киевской руси, заслужил в летописях прозвище «великий». используя брачные союзы со скандинавскими государствами и с византией, он тем самым укрепил позиции государства на международной арене.летописцы отмечали, что мстислав “был великий правосудец, в воинстве храбр и , всем соседям его был страшен, к подданным милостив и разсмотрителен. во время его все князи жили в совершенной тишине и не смел один другаго обидеть. сего ради его вси именовали мстислав великий. подати при нем хотя были велики, но всем уравнительны, и для того всии приносили без тягости”. великий князь киевский похоронен в киеве, в церкви святой софии. 1132 год многими считается годом окончательного распада киевской руси.