Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. представьте характеристику петровской эпохи по вопросам: хронологические рамки, личность правителя, направленность и масштабы преобразований, важнейшие итоги. как оценивали сущность и значение петровских реформ современники и ? 2. объясните, какая серия событий 18 века получила название дворцовых переворотов. назовите их причины и главных участников. в чем состояли итоги переворотов? 3. составьте " портрет" царствования екатерины великой, одного из самых длительных правлений в российской . рекомендуемые вопросы: личность екатерины и обстоятельства её прихода к власти; характерные черты политики; основные преобразования в жизни страны; внешняя политика. почему и для кого правление этой императрицы стало "золотым веком". 4. охарактеризуйте основные сословия российского общества 18 века. какие изменения в их положении произошли на протяжении этого столетия? 5. систематизируйте в таблице материал о внешней политике россии в 18 веке (периоды, основные направления, ключевые события что стало общим итогом этой политики? 6. назовите и охарактеризуйте памятники архитектуры 18 века, находящихся в вашем городе/крае. какое впечатление они производят на вас сегодня? (уфа)заранее большое)
большое значение наряду с судебной практикой, придается в английской правовой системе статутному праву (законы и разного рода подзаконные акты, принятые во исполнение закона), причем его рол-ь в последнее время существенно возрастает. это обусловлено в первую очередь потребностями развития международного и иного сотрудничества. имеет значение и вступление великобритании в европейский союз.
в нет писаной конституции. то, что обычно называют конституцией, — это комплекс норм законодательного и судебного происхождения, призванных ограничивать произвол власти и обеспечивать права и свободы личности.
закон по классической доктрине играет в правовой системе второстепенную роль, он подразумевается лишь внесением
глава 22. правовая семья
корректив или дополнений в судебную практику. однако в наше время закон и основанные на нем подзаконные акты не могут считаться второстепенными: они фактически играют ту же роль, что и аналогичные источники на европейском континенте'.
ежегодно парламент издает до 80 законов. за его многовековую деятельность количество действующих актов занимает около 50 увесистых томов (более 3000 актов). при этом формирование закона под воздействием судебной практики оказывает прямое влияние на его структуру, казуистический характер изложения норм.
большим числом действующих законов обусловлена проблема их систематизации. в конце xix в. в были начаты и в настоящее время продолжаются работы по очистке законодательства от архаичных, фактически не действующих актов, а также по объединению нормативных положений, касающихся одного вопроса, из нескольких законов в единый акт. принят специальный акт о консолидации законов.
в отличие от континентальных правовых систем исполнительные органы были изначально лишены полномочий принимать акты «во исполнение закона». чтобы издать такой акт, исполнительный орган должен быть наделен соответствующим полномочием, делегированным ему парламентом. поэтому правотворчество исполнительных органов именуется делегированием. •
проблема соотношения закона и судебного прецедента в весьма своеобразна. внешне она решается просто: закон может отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается первому. но при этом необходимо иметь в виду огромную роль судебного толкования закона, правило, согласно которому правоприме-нительный орган связан не только самим текстом закона, но и тем толкованием, которое дано ему в предшествующих судебных решениях, именуемых «прецедентами толкования». в предпочитают цитировать вместо текста закона судебные решения, в которых он применен.
таким образом, суд обладает широкими возможностями усмотрения в отношении законов. что касается делегированного законодательства и простых исполнительных актов, то суд официально имеет право их отмены.
' давид р. основные правовые системы современности. м., 1988. с. 309.
22.2. правовая система сша
22.2. правовая система сша
на территории северной америки право было распространено обосновавшимися там переселенцами из . обычаи и традиции местных индейцев игнорировались как нечто чуждое и нецивилизованное. однако право претерпело в колониях довольно значительные изменения. это было связано с новыми условиями и в первую очередь с тем, что в новом свете отсутствовал феодальный уклад. потребность в регулировании новых отношений, складывавшихся в колониях, способствовала утверждению идеи о необходимости создания кодифицированного права.
провозглашение независимости выдвинуло на первый план идею создания самостоятельного американского права, порывающего со своим « прошлым». принятие федеральной конституции 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав сша, стало первым и важным шагом на этом пути. в ряде штатов были приняты уголовные, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные кодексы, запрещены ссылки на судебные решения, вынесенные до провозглашения независимости. однако восприятия принципов континентальной правовой системы в праве сша не произошло. лишь некоторые штаты, бывшие ранее французскими и испанскими колониями (луизиана, калифорния), приняли кодексы романского типа. законы большинства штатов прямо оговорили, что общее право является действующим. в целом в сша сложилась дуалистическая система, сходная с : прецедентное право во взаимодействии со статутным при приоритете прецедента.
как для , так и для американского юриста право — это прежде всего судебная практика, а нормы закона входят в систему права лишь после того, как неоднократно будут применены и истолкованы судьями. в американских судах обычно ссылаются не на законы, а на судебные решения, где они применены.