споры о великом княжестве литовском и об отношении к этому государству руси, современной литвы, россии, белоруссии, украины, а также польши ведутся уже давно, а после распада приобрели ожесточённый характер.
игорь литвин в книге "затерянный мир, или малоизвестные страницы " пишет: «современные литовцы необоснованно приписывают себе великого княжества литовского».
по его мнению, литовская республика имеет такое же отношение к великому княжеству литовскому, как и современная македония к империи александра македонского, т.е. составляет мизерную часть площади когда-то огромного государства.
свою лепту в эти споры вносят литовские, российские, польские, украинские и политики.
этническая группа жемайтов в западной литве, известная литовским национальным традициям, объявила в мае 2012 года о своем желании восстановить великое княжество литовское (в прежних границах) и королевскую власть.
в сентябре 2012 года в федеральном университете им. и. канта (калининград) тема отношений между литвой и россией была заявлена в рамках форума « регион: память и диалог культур». в своём докладе, названном «литва и россия: возможна ли во взаимоотношениях позитивная память», чесловас лауринавичюс подчеркнул, что проблема этих взаимоотношений в уважении «которого, к сожалению, нет. и тут роль играет ». по его мнению, сегодня в обеих странах можно наблюдать не поиск истины, а попытку найти пропаганду под определенную идеологию, что превращает науку в служанку. споры затрагивают вопросы власти, территорий, национальных и религиозных приоритетов.
постепенно происходят изменения той роли, которую играют женщины во всех областях жизни – политике, производстве, . этот процесс сопровождается ростом женского самосознания.
на xviii в. – первую половину xix века приходится первая волна – борьба за достижение юридического равноправия полов. ее началом можно назвать движение женщин франции, возмущенных специальным декретом, запретившим им участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях, вообще посещать публичные места и собираться в группы. этот декрет противоречил с принципами великой французской революции, закрепленными в ее основном документе-«декларации прав человека и гражданина». а первым документом феминизма явилась вышедшая в 1791г. из-под пера олимпии де гуж «декларация прав женщины и гражданки». первый этап отличался своей сравнительной малочисленностью участников и слабой организованностью.
в америке вследствие войны за независимость и политический кризис политизировалось не только сознание женщин, но и содержание их частной жизни. женщины, ранее не питавшие интереса к политике, быстро приобщились к политической мысли и включились в политические дискуссии.
просвещенные женщины конца xviii столетия в своих письмах и дневниках все чаще затрагивали политические вопросы. однако культурная традиция, отделяющая непосредственно женскую сферу деятельности от общественно-политической, вновь и вновь заставляла их оправдываться за свою дерзость.
абигайль смит (1744 – 1818) в 1776 г. пишет письмо своему мужу, джону , второму президенту америки с просьбой уделить внимание «» в новом законодательстве. тон абигайль в письме мужу шутливо-серьезен. несомненно, она рассчитывала таким образом смягчить шокирующее воздействие своих столь не характерных для женщины открытых высказываний. неудивительно, однако, что она считала себя вправе просить новое правительство о предоставлении женщинам более широких возможностей. привыкнув к частому отсутствию мужа абигайль целиком взяла на себя и воспитание детей, и заботы по дому и ферме, преодолевая многочисленные невзгоды и беды военного времени. письма абигайл к мужу свидетельствуют о смелости и патриотизме этой женщины перед лицом голода, инфляций, эпидемий.
однако ее не был настроен всерьез воспринимать идеи жены: «не мог без улыбки читать твои предложения по законодательству. нам твердят, что наша борьба повсеместно вызывает ослабление власти, что дети и школьники отказываются повиноваться воспитателям, что в школах и колледжах неспокойно, что индейцы режут свою стражу, а негры бунтуют против своих хозяев. из твоего письма я открываю, что взбудоражен и еще один народец, гораздо более многочисленный и могущественный».[30]
итак, второй президент америки насмешливо отнесся к предложениям , а его обращение к женщинам – «народец» вполне демонстрирует шовинистическое отношение мужского общества революционной, просветительской америки к женщинам (вот козел! )
позже абигайль вела переписку с еще одним американским патриотом – м. уорреном. вспоминая, как она в письмах мужу вымаливала его отстоять права женщин, и особенно замужних, абигайль не без гордости писала: «я изрядно послужила на благо своего пола», хотя в действительности ее ходатайство результатов не возымело. еще долгое время замужняя американка не могла владеть собственностью, подписывать контракты от своего имени и даже распоряжаться собственной заработной платой.
однако энергия женщин находила выходы в определенного рода деятельности, в частности, в миссионерской и просветительской которую было бы ошибочно недооценивать в рамках продвижения женщинами своих идей.
после революции стал популяризироваться образ матери-республиканки, материнский долг – женская миссия и . ханна матер крокер писала в 1818 г.: «долг и почетная миссия женщины… зародить в сердце юноши первое семя добродетели, любовь к богу и своей родине, а также все те добродетели, которые ему стать блестящим государственным деятелем, солдатом, философом и христианином».[31]
с одной стороны, это способствовало и росту консервативных начал: «апостол павел знал, что говорит, когда советовал женщинам заниматься домом и семьей, - писала г-жа джон сэнфорд. – в доме царит мир, а в делах по хозяйству есть что-то успокаивающее. дом может не только укрыть от невзгод, но и уберечь от любых заблуждений и ошибок».[32]
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Выделите внешнюю политику объединённой германии после 1990г , =)