Рассказ записан со слов единственного уцелевшего спартанца. леонид встал во главе отряда из 300 спартанцев и направился к фермопилам, чтобы вместе с другими греками противостоять натиску 200-тысячной армии персидского царя ксеркса. леонид взял с собой только тех воинов, кто имел сыновей, чтобы не угас какой-либо род спартиатов. считая защиту средней греции делом безнадежным, эфоры, таким образом, пожертвовали жизнью своего царя и 300 граждан, и послали их только потому, чтобы успокоить остальных союзников. когда эти триста выступали из спарты, дрогнуло сердце даже у спартанских старейшин. они сказали леониду: «возьми хотя бы тысячу» . леонид ответил: «чтобы победить — и тысячи мало, чтобы умереть — довольно и трехсот» . ксеркс прислал к фермопилам гонца с двумя словами: «сложи оружие» . леонид ответил тоже двумя словами: «приди, возьми» . гонец сказал: «безумец, наши стрелы закроют солнце» . леонид ответил: «тем лучше, мы будем сражаться в тени» . греки принимали напор персов сомкнутым строем. это была железная стена сдвинутых щитов и щетинящихся копий, и об нее разбивался и откатывался каждый натиск. воины уставали, но леонид быстро отводил усталых назад, отдохнувших вперед, и бой продолжался. груды трупов громоздились в узком ущелье. бились два дня. в ночь перед третьим перебежчики донесли, что царское войско нашло обходную горную тропу и идет грекам в тыл. человека, который показал персам этот путь, звали эфиальт; кто он был и почему пошел на это черное дело, так и осталось неизвестным. еще было время отступить. со спартанцами было три с половиной тысячи союзников из других городов. леонид их отпустил, чтобы ни с кем не делить славной гибели. персы ударили с двух сторон. спартанцы приняли бой и погибли все до предпоследнего. последний уцелел: он лежал больной в ближней деревне и не участвовал в бою. он вернулся в спарту — его заклеймили позором, с ним не разговаривали, ему не давали ни воды, ни огня. он сам искал смерти и погиб в следующем году в битве при платее. па том холме, где пали триста спартанцев, греки поставили каменного льва и высекли знаменитую надпись, сочиненную поэтом симонидом: путник, весть отнеси всем гражданам воинской спарты: их исполняя приказ, здесь мы в могилу легли.
ГалинаРайгородская
24.01.2021
«нет земли без господина» , — говорили в средние века. это означало, что вся земля в европе принадлежала могущественным владельцам земли — феодалам. среди господских пашен и крестьянских наделов были разбросаны убогие деревушки, а над всей окрестностью царил неприступный замок. такое земельное владение с ix в. стало называться феодом. отсюда происходит и слово «феодал» . получая феод за военную службу от более знатного и могущественного феодала — сеньора, новый владелец этой земли (вассал) приносил сеньору клятву верности и брал на себя ряд обязательств, в первую очередь военной силой, выкупать сеньора из плена и т. п. такую же клятву приносил каждый феодал, вступая в наследование феодом после смерти своего отца. за сеньором сохранялось верховное право распоряжаться в своих владениях. так, например, он мог отнять феод у своего вассала, если тот отказывался служить ему. в различных странах процесс феодализации протекал по-разному, но суть дела везде была одинакова: ранее свободные крестьяне попадали в личную зависимость от феодалов, захвативших их землю. эта зависимость была иногда слабее, иногда жёстче. со временем различия в положении бывших рабов, колонов и свободных крестьян стёрлись, и все они превратились в единую массу крепостного крестьянства. постепенно сложилось такое положение, которое характеризовалось средневековой поговоркой: «нет земли без сеньора» (то есть без господина-феодала)