важнейшим предметом для рассмотрения на большом соборе 1666-1667 гг. было окончательное осуждение неприемлющих «никонианских» богослужебных реформ. а также 12 декабря 1666 года состоялось третье, заключительное по делу никона, заседание собора. никон был лишён не только патриаршего достоинства, но и епископского сана и сослан в ферапонтов белозерский монастырь кроме этого собор предписал каждому из архиереев дважды в год созывать епархиальные соборы духовенства - в деяниях говорилось, что отсутствие практики регулярного созыва таких соборов к утрате архиереями пастырского попечения о своей пастве и породило раскол. было принято постановление об увеличении числа архиерейских кафедр. в 1666 г. церковь состояла из 14 весьма обширных и потому епархий, архиереи не имели возможности лично следить за духовным состоянием паствы. собор потребовал открыть не менее 10 новых епархий и указал, что в дальнейшем потребуется последовательное увеличение их числа. при алексее михайловиче это постановление не было реализовано в полном объеме, собор. принял решение о создании только 2 епархий: была восстановлена закрытая никоном коломенская кафедра и создана белгородская. активная работа по реформированию церковного устройства руси началась лишь при царе феодоре алексеевиче, но шла с большим трудом, в частности потому, что умножение числа кафедр предполагало потерю части доходов «старыми» архиереями. в деяниях собора говорилось также о разделении территории церкви на ряд митрополичьих округов по образцу греч., однако этот проект не был осуществлен. б. м. с. принял определение о необходимости собирать 2 или, в крайнем случае, 1 раз в год собор в москве для обсуждения и решения текущих церковных дел. однако из-за удаленности мн. епархий от центра и плохих дорог осуществить это было практически невозможно. в последующие годы сложилась практика пребывания в москве по полгода, иногда по году «чередных» архиереев, участвовавших в соборах. собор принял ряд определений о благочинии: предписал поддерживать порядок в храмах, запретил переход монахов из одного мон-ря в др. и самовольную жизнь в миру, установил достаточно длинный период послушничества, после к-рого разрешался постриг, осудил бесчинства во время свадеб и т. п. важные решения были приняты в отношении иконописания: собор запретил изображать господа саваофа, т. к. бог отец невидим и не имеет определенного телесного облика. св. духа в образе голубя дозволялось писать только при изображении крещения. в целом отмечалось, что можно изображать на иконах бога только «в явлениях», описанных в свящ. писании и церковном предании. б. м. с. вновь рассмотрел активно дискутировавшийся в 1618-1625 гг. вопрос об «огне просветительном» - погружении зажженных свечей в воду в чинопоследовании освящения воды. было повторено повеление соборов нач. xvii в.: свечи в воду не погружать ни в чине крещения, ни в чине богоявленского водосвятия. в отдельных решениях собора отразилось укрепление системы крепостного права. собор повелел лишать сана и монашества и возвращать владельцам тех крепостных, к-рые приняли рукоположение или монашеский постриг без разрешения хозяина (беглых холопов и крестьян). крепостной крестьянин, рукоположенный в сан с разрешения хозяина, становился свободным, но должен был служить в поместье своего владельца; его дети, рожденные до рукоположения, оставались крепостными. отдельно оговаривалось, что лица, к-рые постригли в монашество крепостных людей, не имевших отпускной грамоты, могут быть извержены из сана.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Почему в поднепровье, в отличии от других земель, было сравнительно более развитое хозяйство? какие особенности хозяйства были у новгородских словен? чем они объясняются? какой вывод из этого следует? "