на рубеже ii–i вв. до н. э. кризисные явления в римском обществе приобрели угрожающий размах. развернулось движение римского, а затем и общеиталийского плебса против замкнутой римской общины, не справляющейся с огромной страной. после распространения прав римского гражданства на все население апеннинского полуострова (законы: консула юлия цезаря – 90 г. до н. э.; трибунов плавия и папирия – 88 г.) народное собрание – важнейший институт республики – утратило свое значение. типичное для полисной организации народное ополчение после реформы мария было заменено профессиональной армией. трансформировались и высшие классы: староримская знать (сенатская олигархия), тесно связанная с полисными традициями, теряла авторитет, положение, власть; в то время как новые социальные группы – всадничество, муниципальная, а затем и провинциальная аристократия – начинали претендовать на руководящее положение в государстве. массовые восстания рабов дестабилизировали обстановку, войны выдвигаться людям, обладавшим реальной властью и влиянием, но свободным от норм полисной морали.
военная реформа гая мария означала создание армии, которая, будучи лишена социальной и опоры в римской общине, становилась по сути самостоятельной политической силой. профессиональные и закаленные в настоящих войнах легионеры были уже независимы по отношению к гражданским органам власти. конечной целью солдата было получение жалованья и земельного участка, что создавало благодатную почву для развития военного авантюризма. огромные массы обезземеленных свободных крестьян, вытесненных с земель рабовладельческими виллами, хлынули в рим, где либо превратились в работников, занятых производительным трудом (ремесло), либо пополняли ряды деклассированного слоя населения, живущего на подачки государства (государственные раздачи хлеба), патронов, рвущихся к власти богачей – политиков (также став крупной политической силой вне гражданственной идеологии).
таким образом, социально- сдвиги, сопутствующие превращению рима в великую средиземноморскую державу, не только вызвали кризис старой политической системы, но и оказали огромное влияние на идеологическую жизнь римского общества. в начале i в. до н. э. в римской республике был налицо кризис старорежимной полисной идеологии и морали. духовный кризис затронул все сферы общества, все сословия и группы населения. прежняя строгость нравов была утрачена с приливом богатства, рабов, свободного времени; простотой крестьянской и военной жизни, оборотной стороной которой были грубость и невежество, ушла в прошлое с распространением (особенно в высших кругах римского общества) греческо-эллинистических традиций, культуры, искусства, обычаев, нравов, языка, философии и т. д. в обществе, где основой была patria potestas (отцовская власть), жизнь – устойчивой и солидной, а молодежь и женщины полностью подчиненными, обозначились черты нравственного упадка: рабы удовлетворяли самые изощренные сексуальные предпочтения, развод, почти невозможный прежде, стал массовым явлением, богачи перестали иметь детей и т. д. главным и единственным достоинством становится не традиционный полисный патриотизм, не принадлежность к городу-государству, а богатство, которое могло обеспечить его владельцу не только рост личного благосостояния, но и политическую власть. таким образом, в i в. до н. э. рим оказался перед реальной угрозой падения республиканского устройства, новые условия требовали принципиально нового подхода к организации жизни общества и государства.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Населенный пункт, где находилась резиденция лжедмитрия ii (2)