olgamalochinska
?>

Какую роль играла православная церковь в северо-восточной руси после монгольского нашествия?

История

Ответы

myataplatinumb348
Церковь в период монголо-татарского ншествия на руси менее всего пострадала и успела восстановить разрушенное. во многом именно церкви удалось собрать силы и средства на борьбу с монгольскими нашествиями, удалось поднять сломленный дух людей.   в период упадка в золотой орде и падения монгольского ига церковь поддержала стремление народа вернуть себе свободу.
volodin-alexander

в марафонской долине столкнулись две различные армии. в персидской армии имелись лишь зачатки организации и совершенно отсутствовали боевая подготовка и определенный боевой порядок. у греков же была организованная, дисциплинированная и обученная армия, боевым порядком которой являлась фаланга. в бою выявилась сила военной организации и воинской дисциплины. преимущество ведения боя в определенном боевом порядке сознавали и сами греки. “без тактического порядка”, — писал аристотель, — “тяжеловооруженная пехота ни к чему не пригодна”. греческая армия доказала необходимость создания боевого порядка, основой которого является военная организация и воинская дисциплина.

в бою при марафоне сражались легковооруженные стрелки и иррегулярная конница персов с тяжеловооруженной пехотой греков, проходившей регулярное обучение и сражавшейся в строю. луку противостояло копье, против иррегулярной конницы наступала греческая фаланга. победили тяжеловооруженные и хорошо обученные греческие пехотинцы.

Mikhail579
Введение книгопечатания в россии стало возможно и тому уровню знаний людей, техническим умениям, которые позволили быстро создать "неведомый до того" печатный стан. одной из самых загадочных страниц в отечественного книгопечатания является вопрос об анонимной типографии и безвыходных изданиях, получивших такое наименование в связи с отсутствием в них выходных сведений. в настоящее время известны следующие издания, датируемые по бумаге, вкладным и владельческим записям, орнаментике, расположению шрифта, строк: узкошрифтное четвероевангелие (1553-1554), триодь постная (1555-1556), триодь цветная (1556-1557), среднешрифтное четвероевангелие (1558-1559), среднешрифтная псалтырь (1559-1560), широкошрифтное четвероевангелие (1563-1564), широкошрифтная псалтырь (1564-1565). исследователями точно установлено их московское происхождение. таким образом, очевидна деятельность особой типографии в москве в 1550 - начале 1560-х годов. судя по тому, что в изданиях отсутствует указание на царское повеление их печатать, исследователи предполагают частный характер их производства. тематика книг, например, выпуск четвероевангелия, истолковывается некоторыми авторами как свидетельство принадлежности анонимной типографии к кругам, близким к нестяжателям. сложным является вопрос и о работниках анонимной типографии. в письме ивана грозного в новгород называется маруша нефедьев – "мастер печатных дел", и другой мастер васюк никифоров. исследование типографской техники печати, а также косвенные свидетельства более поздних источников говорят о работе в анонимной типографии ивана федорова и петра мстиславца. значение анонимных изданий различно оценивается учеными. одни видят в них пробные издания перед выпуском "апостола" 1564 г. , другие - продукцию частной типографии. как бы то ни было, безвыходные издания подготовили появление "апостола" - шедевра полиграфического искусства. 1 марта 1564 г. повелением ивана васильевича iv и благословением митрополита всея руси макария вышла первая точно датированная книга "апостол", и иван федоров с петром мстиславцем вошли в как первопечатники. исследователями установлено, что, хотя иван федоров и петр мстиславец использовали технику набора, верстки, печати, аналогичную анонимным изданиям, они трудились в самостоятельной типографии. очевидно, что заведение новой "друкарни" требовало долгого времени. из послесловия к "апостолу" известно, что работа над ним велась в течение года с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г. для напечатания "апостола" необходимо было отлить шрифты, сделать оборудование. продолжительное время заняла и подготовка текста "апостола". он был отредактирован при участии митрополита макария. судя по тому, что в "апостоле" указаны имена царя и митрополита как непосредственных заказчиков книги, типография ивана федорова могла носить государственный характер, и потому вопрос о ее организации должен был решаться непосредственно царем. по мнению ученых, решение было принято в 1562 г. , так как до 1561 г. успешно работала мастерская сильвестра и потребности в типографии не было, а в мае 1562 г. царь ушел из москвы в военные походы. выбор " апостола" для первого издания государственной типографии, несмотря на то, что эта книга не являлась первой необходимостью для вновь освященного храма (освящение и служба в храме невозможны без напрестольного евангелия) , оправдан тем, что "апостол" в древней руси использовался для обучения духовенства. в нем заключены первые образцы толкования учениками христа св. писания, а несколько ранее московские соборы выступили с осуждением ересей, причиной которых называлось неправильное толкование св. писания. в этом отношении издание "апостола" еще раз показывает его государственно-национальное значение в борьбе со "смутой" путем церковного просвещения. отпечатанная иваном федоровым и петром мстиславцем первая датированная книга стала образцом для последующих изданий.

Ответить на вопрос

Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:

Какую роль играла православная церковь в северо-восточной руси после монгольского нашествия?
Ваше имя (никнейм)*
Email*
Комментарий*