на присоединенных к россии в xvi веке землях уже господствовала организованная авраамическая религия - ислам. на территории бывшего казанского ханства никакие попытки обратить татар в христианство не ни к каким результатам. на территории астрахани и сибири насаждение православия удалось только путем заселения туда поселенцев. а вот в языческих регионах, таких, как мордовия и марий эл, распространение христианства удалось.
итог сравнения: результаты распространения христианства были схожими в тех регионах, где господствовали языческие религии. татары-мусульмане остались верными своей религии и не поддавались православному прозелитизму.
древняя русь (ix-xiii первый период имеет особое значение для дальнейшего развития культуры, так как именно в это время сформировались ее основные нормы и ценности. формирование культуры шло на основе славянского язычества, под воздействием христианской византии, исламского востока (хазарский каганат), культуры языческих варягов (норманнов). культура в своем развитии прошла несколько этапов. первым из них был период славянского язычества, которое не представляло собой какой-то завершенной системы. славянские божества были образами сил природы. языческая традиция нашла свое отражение в прикладном искусстве и фольклоре. есть основания полагать, что языческая русь имела свою письменность до появления кириллицы, это было узелковое письмо, доступное только избранным. распространение глаголицы и кириллицы моравскими братьями кириллом (константином) и мефодием на территории славянских племенных союзов, согласно летописям, начинается в 866 г.
в рамках этого этапа, в 80-х годах ix в. произошло событие, которое считается в отечественной чрезвычайно знаменательным и важным - завершение организационного оформления государства, которое принято связывать с захватом киева легендарным олегом (6390/
важнейшим моментом в культуры стало принятие христианства в 988 г. от византии. это был ответ на требование необходимости (шло создание единого централизованного государства, необходимы были полноценные контакты с соседними христианскими государствами), который определил важнейшие приоритеты культуры по последующее тысячелетие. принятие христианства означало смену духовных и нравственных приоритетов, изменения картины мира и мировоззрения человека и общества. христианство пришло на русь, когда язычество еще не исчерпало себя. результатом стал феномен двоеверия, православно-языческий синкретизм – важная составляющая в характеристике культуры.
распространению единого древнеславянского языка и письменности, единой религии формировалось единое пространство культуры. кроме того, этому единству способствовал династический фактор. все феодальные образования, (как бы не была велика раздробленность) принадлежали ветвям одной и той же династии – рюриковичей. сохранение династической традиции способствовало консолидации в рамках единого государства, спасало от поглощения иноземцами.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос: