в наше время, в условиях социализма, каждая новая машина облегчает труд людей и повышает благосостояние общества. иное дело при капитализме, в обществе, разделенном на эксплуататоров и эксплуатируемых. появление машин там принесло новые беды и страдания трудящимся. раньше, когда машин не было и производство велось вручную, оно требовало силы, сноровки, умений, приобретавшихся иногда в результате длительной выучки. изготовлением промышленных изделий занимались главным образом мужчины. первые же машины были крайне просты по своему устройству. работать на них могли женщины и дети. капиталисты предпочитали нанимать их на работу. платить детям можно было значительно меньше, чем взрослым мужчинам; дети не могли оказать сопротивления фабрикантам и защитить свои интересы.
долгие годы рост промышленности происходил за счет жесточайшей эксплуатации труда не только взрослых рабочих, но и сотен тысяч детей.
беспросветная нужда заставляла родителей посылать своих детей на фабричную каторгу. на фабриках работали дети семи, шести и даже пяти лет. работа начиналась в половине шестого утра и продолжалась до 8—9 часов вечера, т. е. 14—15 часов в сутки. в дни промышленной горячки, когда возрастал спрос на товары, рабочий день еще удлинялся. бывали случаи, когда работа начиналась в 3 часа ночи и заканчивалась в 10 часов вечера. с трудом поднимали по утрам родители своих детей, измученных непосильным трудом. опаздывать было нельзя, за это надсмотрщики жестоко избивали малолетних рабочих.
в течение всего рабочего дня дети стояли у машин. садиться строго воспрещалось. нельзя было разговаривать, отвлекаться от работы.
на фабриках изготовлялись хлопчатобумажные ткани. в рабочих помещениях стоял удушливый запах смеси машинного масла, хлопковой пыли и чада от сальных свечей. хлопковая пыль так насыщала воздух, что все казалось как в тумане. вдоль длинных рядов машин копошились маленькие фигурки. к ногам малышей были подвязаны высокие деревянные колодки, чтобы они могли доставать до машин. посторонним посетителям фабрики сразу бросался в глаза изнуренный вид детей: лица их были по-старчески сморщены или болезненно одутловаты, взоры безжизненны или полны тоски.
два раза в день устраивались получасовые перерывы для еды. но и в эти минуты дети работали: они смазывали остановленные машины. принесенную с собой скудную пищу они проглатывали на ходу.
мучения детей становились нестерпимыми к вечеру, когда особенно сказывались усталость и изнеможение. невольная дремота смыкала их глаза. то и дело надсмотрщики пускали в ход плеть.
дети росли хилыми и слабыми, от долгого стояния за машиной у многих искривлялись ноги и позвоночник. маленькие рабочие часто получали тяжелые увечья.
дети трудились и под землей, в шахтах. там они грузили уголь в вагонетки и катили их по рельсам. самые маленькие открывали и закрывали воздушные заслонки. проходы в шахтах часто бывали такими низкими, что приходилось ползти на четвереньках, привязав вагонетку к поясу и пропустив ремень между ног.
женский и детский труд вытеснял труд мужчин. многие рабочие семьи существовали на гроши, которые зарабатывали женщины и дети. случалось, что ребенок был единственным кормильцем целой, семьи, а взрослые безуспешно пытались найти работу.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как вы думаете, существовала ли связь между войной, голодом и эпидемиями?