в v в. н. э. на берегу днепра славянским вождем кием была основана будущая столица руси – город киев. киев стал центром одного из племен союза антов – полян. в это время происходят попытки византийского государстваналадить мирные отношения с вождями антов, стремления антов освоить новые территории в противоборстве со здешними славянами. славянские дружины осваивают юг, , запад и восток. позднее в приильменье возникает еще один славянский центр – союз новгородских (приильменских) словен.
в течение vi – vii вв. славяне вели постоянную борьбу с аварами, которые вторглись в восточную европу. в конце viii в. славяне в союзе с франкским королем карлом великим нанесли аварам сокрушительное поражение.
в это же время через нижнее поволжье в северное причерноморье, заняв земли в предгорьях кавказа, в восточную европу пришла новая тюркская орда – хазары. часть славянских племен попала в зависимость от хазарского владычества. через хазарию славяне вели торговлю с востоком. так как славяне старались освободиться от влияния хазар, мирные отношения часто чередовались с военными конфликтами.
в viii – ix вв. после разгрома хазар и освобождения своих земель от их давления в жизни восточного славянства наступает длительный мирный период. образуется по меньшей мере 15 подобных антам союзов славянских племен. на рубеже viii – ix вв. полянам удается избавиться от хазар и уплаты им дани. другие племена (северяне, вятичи, радимичи) еще оставались хазарскими данниками.
наиболее развитыми среди славянских племен были поляне, так как они жили в условиях благоприятного климата, на торговой дороге, постоянно контактировали с более развитыми южными соседями. здесь сосредотачивалось наибольшее количество населения. также у разных племен имелись свои особенности хозяйственного развития. они оказали большое влияние на формирование общества у восточных славян, на возникновение у них желания создания государства.
в древности понятие государства было объединено с властью вождя-лидера. ими у восточных славян стали племенные князья при своих дружин.
к концу ix в. установилась достаточно ясная иерархия общества. на ее вершине был князь. он полностью всем племенем или союзом племен, опираясь на старших и младших дружинников (личную охрану). все дружинники были профессиональными воинами. со временем появилась племенная знать – будущие бояре из числа глав родов. наиболее многочисленной частью племени были люди (смерды). но и они разделялись на «мужей„ (наиболее зажиточные), „воев“, т. е. тех, кто имел право участвовать в войнах и мог обеспечивать себя необходимым снаряжением. мужам подчинялись женщины, дети, другие члены семьи. их называли «челядь“. на нижних ступенях общества были бедные, попавшие в зависимость от богатых людей, неполноправные – сироты и холопы. на самой низкой ступени общества находились рабы – как правило, военнопленные.
после отмены полюдья на руси был введен регулярный сбор дани с населения. таким образом люди попадали в определенную зависимость от князя и государства. князья смогли присвоить себе наиболее плодородные и лучшие земли. а свободные люди, кроме того, что платили князю дань, постепенно попадали от него в зависимость. их привлекали к различным работам в хозяйстве князя; так появлялась поземельная зависимость от господина. появляются первые княжеские домены – комплексы земель, на которых жили люди, зависимые непосредственно от правителя государства. в это же время возникают личные земельные владения и хозяйства княжеских бояр и дружинников. князья предоставляли им возможность своими владениями, а в качестве платы – присваивать часть прибыли с этих хозяйств. такой порядок назывался «кормлением». позднее князья свои владения в наследственную собственность своим вассалам. такие земли на руси назывались вотчиной. но право верховной власти на эти земли принадлежало великому князю. он мог эти земли, а мог и отнять или предать другому лицу. в свою очередь крупные земельные собственники передавали часть своих владений уже своим дружинникам, чтобы те могли на них жить и имели возможность приобретать военное снаряжение – в xi в. на руси складывалась система, аналогичная западноевропейской. такой участок передаваемой земли назывался феодом, а вся система многоступенчатой зависимости – феодальной; владельцы земель с крестьянами или городов, населенных ремесленниками и другими жителями, назывались феодалами.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Прочтите отрывок из сочинения и укажите, с каким событием связаны факты. , , вновь началось тягостное ожидание решения судьбы российского государства .тем временем в столицу был введен польский отряд , началась отправка царских сокровищ в польшу под предлогом подготовки к венчанию владислава.из-под смоленска , где проходили переговоры послов с сигизмундом , стали поступать тревожные вести. король отказался выполнять условия стороны , непрерывно осаждал смоленск , желая захватить его силой , сына не прислал.вскоре пришло известие о том , что всех упорствующих послов , в том числе филарета , арестовали и отправили в польский 1) ливонской войной 2) смутой 3) смоленской войной 4) заключением деулинского перемирия
хор (гор) амон анубис
родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог атум. согласно легенде, он появился из хаоса. затем он создал первую божественную пару — бога шу и богиню тефнут. шу — бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. тефнут — женское дополнение шу. эта пара родила бога геба и богиню нут. геб — это бог земли или, по сути, сама земля. нут — богиня неба или также само небо. по представлению древних египтян вверху находится нут, внизу геб, а между ними шу и тефнут. от геба и нут произошли две пары — осирис и исида, сетх и нефтида.
осирис и его жена исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона. осирис являлся богом растительности. по легенде, он родился первым из пяти божеств, за ним родились хор старший, сетх, исида и нефтида. еще в утробе своей матери нут осирис и исида полюбили друг друга. когда осирис подрос, то он стал справедливо править своим народом, заботился о его культуре. он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила его жена исида. его брат сетх завидовал осирису и решил убить его. он обманом заманил осириса в сундук и, забив его гвоздями, выбросил его в море. после сетх разбросал куски тела осириса по всему египту. исида нашла все эти куски и похоронила.
вскоре он родила сына осириса — хора, который начал войну против убийцы отца сетха и победил его. осирис стал символом умирающей и воскресающей природы. исида — великая богиня — мать, символ материнства, верности. сетх — это бог зла. когда на плодородные земли у реки нил налетал сухой, песчаный ветер из пустыни, то считалось, что это злобствует сетх.
важное место в египетском пантеоне занимал бог ра. он являлся богом солнца, богом света. каждый день он подымался по небу на своей лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. он всегда побеждал и вновь каждое утро поднимался на небесный свод. он боролся с силами хаоса. символом его неизменного возрождения являлся знак анх — это крест, у которого вместо верхней палочки находится круг ( ). в средневековой анх являлся символом бессмертия.
бог амон считался всесущим божеством воздуха и ветра, которое наполняет весь видимый мир, дает жизнь всему живущему. амон считался божественным отцом египетских фараонов. его называют великой живой душой, которая стоит над всеми богами. как воздух и ветер, душа невидима. амон считался также духом оживляющим. кроме того, амон был защитником угнетенных и обездоленных. его женой и женским воплощением души была богиня амаунет. идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог тот. он богу ра в его борьбе с силами тьмы. его символом была луна.
бог пта был одним из главных богов. его называют владыкой истины, божеством справедливости. о пта говорят, что он — это солнце и луна одновременно. он считался покровителем ремесел. иногда он считался верховным богом, творцом всех богов и мира.
сын осириса — бог хор (или гор) также входил в состав главных египетских богов. его олицетворением являлся божественный орел. он борется с убийцей отца — сетхом, а также является спутником ра и тота. иногда его символом был солнечный диск. хор считался родоначальником всех египетских фараонов. в имени почти каждого фараона присутствовало имя хора. его женой и женским воплощением была богиня хатхор, которая была богиней любви, веселья, пляски и музыки. греки отождествляли ее с афродитой.
богом потустороннего мира считался бог анубис. он изображался обычно в виде человека с головой шакала. к нему обращались родственники умершего с просьбой о покровительстве в потустороннем мире.
бог себек, который изображался часто в образе крокодила, был также в пантеоне египетских богов одним из главных божеств. к себеку обращались с молитвами об излечении болезней, о в трудных жизненных положениях. считалось также, что себек заботится об участи умершего в потустороннем мире. иногда себек считался спутником ра, а иногда его противником. его женой и женским воплощением являлась богиня себекет, которая изображалась в облике женщины с головой льва.
но все эти боги — это только малая часть египетского пантеона. кроме того, существовали местные божества, а также боги, что-то вроде славянских домовых, леших, водяных. это такие божества, как аха, хит, патэки, бес. часто они изображались в виде карликов, кривых, бородатых человечков, которые защищают дом и проживающих в нем людей и животных от зла, болезней, опасных животных