тридцатилетняя война (1618—1648) — война между двумя группировками сильнейших европейских государств. габсбургский блок (австрия и испания), стремившийся главенствовать над «всем христианским миром», вступил в борьбу с голландией, данией, россией, францией и швецией, образовавшими антигабсбургскую коалицию. габсбургов поддержали папа римский, католические князья германии (католическая лига 1609 г.) и польско-литовское государство. началом войны послужило чешское восстание («пражская дефенестрация») против господства габсбургов. в 1620 г. чехия была разгромлена, что дало. габсбургам ощутимый перевес.. в 1625 г. против них выступила протестантская дания. франция пыталась втянуть в войну сильную швецию, но ей это не удалось. католический лагерь одержал ряд побед и вынудил данию в мае 1629 г. выйти из войны. в .1628 г. на севере италии начались столкновения между францией и силами габсбургов, они продолжались три года и протекали чрезвычайно вяло. в 1630 г. -и! войну вступила швеция, ее войска прошли всю германию и 17 сентября 1631 г. одержали победу при брейтенфельде, в мае 1632 г. заняли мюнхен, а в ноябре при лютцене разбили армию габсбургов. в 1632 г. россия вступила в войну с польшей, но, не получив ожидаемого подкрепления, армия потерпела поражение, и в 1634 г. россия заключила поляновский мир. шведы с запозданием двинулись на польшу, но в сентябре 1634 г. при нердлингене были разбиты объединенными войсками католической коалиции. в 1635 г. швеция подписала с габсбургами парижский мирный договор, к которому присоединились некоторые германские протестантские князья, в том же году швеция заключила с польшей щтумсдорфский договор и с францией сен-жерменский договор. начался последний, решающий период войны, в ходе которого франция вела военные действия против испании и германии. постепенно военное превосходство склонялось на сторону противников католической коалиции. после ряда побед над габсбургами (при рокруа, нердлингене) франция и швеция приступили к разделу германии. по вестфальскому миру 1648 года швеция получила устья судоходных рек северной германии, франция - эльзас, верден, мец и туль; голландия получила независимость от испании. шведские войска находились в германии еще 5 лет, а война франции с испанией продолжалась до 1659 года.
ридцатилетняя война — военный конфликт за гегемонию в священной римской империи и европе, продолжавшийся с 1618 по 1648 год и затронувший в той или иной степени практически все европейские страны. война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками империи, но затем переросла в борьбу против доминирования габсбургов вевропе. конфликт стал последней крупной религиозной войной в европе и породил вестфальскую систему международных отношений.
война началась после пражской дефенестрации 23 мая 1618 года, которая ознаменовала собой начало восстания чешских сословий, направленного против попыток рекатолизации со стороны принадлежавшего к дому габсбургов чешского короля. последовавшие боевые действия делятся на четыре крупных периода, называющихся по основным противникам императора: чешско-пфальцский, датский, шведский и франко-шведский. две попытки прекращения конфликта — любекский мир (1629) ипражский мир (1635) — окончились безуспешно, поскольку не учитывали интересов всех прямо или косвенно заинтересованных сторон. это удалось только всеевропейскому вестфальскому мирному конгрессу (1641—1648). вестфальский мир 24 октября 1648 года зафиксировал новый сил между императором священной римской империи и имперскими сословиями и определил конституционные рамки, действовавшие в империи до её распада в 1806 году. республика соединённых провинций и швейцарский союз стали независимыми государствами и вышли из состава империи.
боевые действия тридцатилетней войны происходили в центральной европе, в основном на территории современной германии. как сами боевые действия, так и вызванные ими голод и эпидемии опустошили целые регионы. в южной германии войну пережила лишь треть населения. многим областям потребовалось больше века, чтобы восстановиться от последствий вызванного войной и социального упадка.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
5класс вопросы и к разделу "древния греция" 1. назовите самого знаменитого поэта древней греции. какие две поэмы он создал? 2. в чем состояло главное преимущество древнегреческого алфавита перед финикийским? 3. какие части имело здания греческого театра? каково назначения каждой? 4. назовите имена поэтов, писавших пьесы для театра. какие произведения этих поэтов вы знаете? 5. назовите самый известный храм, созданный древними греками. как они выглядят? 6. какие произведения древних скульптур вы запомнили? опишите их. 7. покажите на карте места сражения греков с персами. почему греки гордились этим сражением? 8. как афиняне называли в своем полисе? почему они считали эту форму правления наилучшей? 9. представьте себе, что вы оказались в афинах во время перикла. опишите те места и постройки, которые вам запомнились. каких знаменитых людей вы можно было встретит их в городе? чем они были знамениты? 10. покажите на карте страны и области, завоеванные александром македонским. 11. что означает слова и выражения: демократия, стратег, оратор, лаконичная река, стиль, трагедия и комедия, спартанское воспитание, ипподром, атлет, музей? мне никак (^_^)
1) гомер (греч. ὅμηρος) — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, которому приписывается создание «илиады» и «одиссеи» .
2)в финикийском алфавите были только согласные буквы, так что читать довольно проблематично. в греческом же есть и согласные, и гласные. греческий алфавит и послужил основой для нашей кириллицы: если есть возможность, сравните, многие буквы похожи друг на друга.
3)орхестра - площадка для выступлений.театрон - места для зрителей.скена - палатка для переодевания актёров.проскений - передний фасад скены. служил для крепления декораций.пароды - проходы между сидениями
4)менандр (342 -291до н.э.) пьесы *третейский суд*, *обрезанная коса*.еврипид (480 - 406до н.э.) пьесы *елена*, *алкеста*, *геракл*,*медея*,*орест*.гомер илиада и одисея
5)парфенон.он былпастроен на горе (вродебы) во олимпии кнему поднималась каменная лестница когда туда поднимались передними возвышались высокие калонны на которых держалась крыша самого храма.
7)греки гордились, так как одержали победу над персами.картинку кликнеш
8)афиняне называли в своем полисе демократией. демократия в переводе с греческого означает власть демоса большую часть демоса составляли ремесленники, мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, «корабельная чернь» (употребляя выражение знати) – гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники и конопатчики, крутильщики корабельных канатов, мелкие земледельцы аттики.) основы демократии в афинах заложил солон, vi век до н.э.) он отменил долговое рабство, регулярный созыв народного собрания, в котором могли участвовать все свободные афиняне - они назывались граждане. все афинские граждане получили право присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин афин мог быть выбран судьей, богатые выходцы из демоса могли занять должность архонта).
11)демократия - форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти.стратег - в др. греции военачальник, облеченный широкими военными и политическими полномочиями. в современном значении - полководец, руководитель крупных военных операций.оратор - тот, кто произносит речь, а также человек, даром красноречия.лаконичная речь - краткость и четкость в выражении мысли.стиль - совокупность характерных признаков, свойственных чему-л., отличающих что-л.трагедия - драматический жанр, основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагическом её исходе и исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии.комедия - вид драмы, исполненный комического пафоса.спартанское воспитание - государственная система воспитания детейаристократии в спарте в 8-4 вв. до н. э. мальчики и юноши 7-20 летпроходили военно- подготовку в интернатах. формировалисьвыносливость, привычка к лишениям. обучали чтению, письму и хоровомупению. девушки воспитывались в семье, в их систему воспитания входилитакже бег, борьба, метание диска, копья.ипподром - специально оборудованный участок для конных скачек и бегов.атлет - спортсмен, занимающийся атлетической гимнастикой, атлетикой. либо человек крепкого телосложения.музей - учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения памятников , искусства, научных коллекций и т.п.