после обретения странами независимости правовое, социальное, и психологическое положение населения, проживающего в регионе, резко ухудшилось. в начале 1990-х гг. в латвии и эстонии был принят ряд законов (закон о гражданстве латвии от 22.07.1994 г., указ о гражданстве эстонии от 26.02.1992 г. и заложивших основу дискриминационного положения нетитульного населения.
в первую очередь, права населения оказались ущемлены в связи с приданием статуса государственного только языку титульного населения в латвии и эстонии. как следствие, резко сузилась сфера функционирования языка во всех областях общественной жизни: в работе госучреждений и предприятий, в системе образования, в средствах массовой информации, в сфере культуры и т.д.
принятые законодательные акты предопределили раскол между представителями титульной национальности и нацменьшинствами, закрепили уже на официальном уровне различие политических, , социальных и культурных прав этих групп населения, и без того оказавшихся в тяжелом положении.
разрыв существовавших ранее связей, свертывание крупных промышленных производств общесоюзного значения, потеря многих социальных благ, связанных с преимущественной занятостью в индустриальных сферах производства обернулись для части этой группы населения значительным ухудшением социально- положения, в том числе безработицей, связанной с незнанием государственного языка, ослаблением национальной идентичности. если ранее осознавали свою принадлежность к великой стране, относились к государствообразующей нации, то теперь они оказались в положение этнического, подвергающегося дискриминации, меньшинства. в этих условиях для многих миграция стала единственным выходом из положения.
отказ двух стран - эстонии и латвии - от принятого другими бывшими союзными республиками т.н. «нулевого варианта» (предоставления гражданства всем постоянным жителям по их желанию) к тому, что на территории этих государства в настоящее время насчитывается около миллиона «неграждан», положение которых не может не вызывать тревоги как с международно-правовой, так и с общечеловеческой точек зрения. в свою очередь, литва, избежав в формально-юридическом аспекте наиболее дискриминационных сторон политики по отношению к национальным меньшинствам, признав право на гражданство за всеми постоянными жителями республики, в реальной политической практике также нередко допускает ущемление прав населения. подобная политика носит неадекватный характер и не может быть оправдана соображениями защиты интересов титульной нации, якобы реакцией на то, что в результате активных межреспубликанских миграций, которые достигли своего пика в конце 1980-х годов, доля населения в республиках, в частности в эстонии, перевалила 30-процентную отметку.
помимо обострения внутриполитической и ситуации в странах , проводимая дискриминационная политика продолжает оставаться серьезным препятствием на пути установления добрососедских отношений между российской федерацией и этими государствами. данная проблема приобрела особое значение в связи в вступлением стран в европейский союз 1 мая 2004 г., поскольку с этого момента она приобрела не просто региональное, а общеевропейское звучание. грубые нарушения прав и свобод населения продолжают происходить в центре европы, в государствах, претендующих на соблюдение прав человека, установленных в ес.
научная библиотека диссертаций и авторефератов dissercatПоделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Всередине 1550 между иваном 4 и членами избранной рады возникли противоречия по вопросам внешней политики. обоснование мнению избранной рады о приоритете южного направления внешней политики
1) хотя волга стала рекой, тем не менее приходилось ратным людям выходить на так называемую "береговую службу", т.е держать войска на берегу оки для охраны от крымских татар.
2) приходилось строить засечные линии, которые требовали колоссальных сил и средств.
3) набеги крымских татар были частыми и разорительными.
4) османская империя в это время была занята завоеванием стран центральной европы
вывод: все это вместе делало южное направление внешней политики россии более актуальным и привлекательным в глазах членов избранной рады.