Висследовательской распространилось мнение, что рузвельт был прагматиком, действовавшим по наитию, чуть ли не методом проб и ошибок, а его социальные эксперименты определялись требованиями дня, а не сознательно выбранными идеалами и целями. но так ли это? представляется, что практические меры рузвельта чаще всего предварялись аналитическим обоснованием, шедшим от требований жизни, а не от догм. рузвельт двигался по преобразовательной тропе вполне осознанно, и к концу его президентства новыми качествами наполнились не только либеральная политика, но и либеральная идеология. вслед за джефферсоном и в традициях гуманизма рузвельт ставил права американцев на жизнь, свободу, стремление к счастью выше права свободного распоряжения собственностью. чуждый идее классов и классовых различий, рузвельт верил в возможность их вокруг национального государства с лозунгов борьбы с привилегиями меньшинства и обслуживания правительством интересов большинства. отношение рузвельта к высшим слоям общества, монополиям было весьма противоречивым, но, как правило, критическим. уже во время президентской кампании 1932 г. рузвельт недвусмысленно возложил ответственность за кризис на монополии, эту “ олигархию”, которая сконцентрировала в своих руках более половины производственных мощностей нации, утвердила максимально высокие, недоступные большинству народа цены на товары, следствием чего были кризис перепроизводства, остановка предприятий, безработица, нищета. и уже в 1932 г. рузвельт много размышлял о реальных антимонополистических мерах, которые призваны были спасти индивидуализм, конкуренцию, право каждого американца, а не только элиты на частную собственность и утвердить всеобщее благоденствие. важным мотивом идеологии и практики нового курса с самого начала был поворот лицом к “забытому человеку”: после 1935 г. этот мотив вообще вышел на ведущее место. кого включал рузвельт в понятие “забытых людей”? фактически десятки миллионов простых американцев: тех, кто не имел работы, достаточных средств для сносного существования, крыши над головой. эти американцы, по утверждению рузвельта, составляли не менее одной трети нации. отсюда следовал призыв к простым американцам: поддержите реформы, проводимые “сверху” в интересах “забытого человека
ver2bit29
15.08.2021
Реформы петра i в области государственного (первая четверть хviii века).реформы первой четверти xviii века неотделимы от личности петра i, который принадлежит к числу деятелей.в жизни государств внешние войны и внутренние реформы обыкновенно не совмещаются, как условия, взаимно противодействующие. при петре i война являлась обстановкой реформы, даже более - имела орга-ническую связь с его преобразовательной деятельностью, вызвала и направ-ляла ее. но и при нем сказывалось это неестественное соединение взаимно противодействующих сил: война оставалась тормозом реформы, а реформа затягивала войну, вызывая глухое народное противодействие и открытые мятежи, мешавшие собрать народные силы для окончательного удара врагу.ученые много спорили о том, была ли реформа достаточно подготовлена и шла навстречу сознанным народа, или петр навязал ее народу как нежданный и насильственный акт своей самовластной воли. подготовлялось преобразование вообще, а не реформа петра. это преобразование при мирном ходе дел могло растянуться на много поколений. впоследствии крестьянская реформа подготавливалась же целое столетие.петр великий придавал огромное значение реформе государственного аппарата. в основе этой реформы лежали широко распространенные в европе идеи государственного строительства. кратко суть их такова: поскольку государство есть творение не бога, а человеческое, сам человек может его усовершенствовать, превратить в идеальный инструмент преобразования общества.реформа госаппарата началась в конце 1717 г. все государства сосредоточивалось в руках 9 коллегий, которые были сформированы в соответствии с их функциями. это был отход от средневековой системы , когда были смешаны территориальное и функциональное , разнобой в обязанностях чиновников. теперь вводилась специализация коллегий и четкое разделение функций. так были созданы коллегия чужестранных дел; камер-коллегия (ведавшая казенными сборами); юстиц-коллегия; ревизион-коллегия (ведущая счет государ-ственных приходов и расходов) и т. д.в 1721 г. была образована духовная коллегия-синод. постоянно сталкиваясь со знаменитой "московской волокитой" в приказах, петр ввел для эффективности работы госаппарата детальную регламентацию деятельности всех учреждений и чиновников, описывающую подробно всю работу, режим, делопроизводство. регламенты, как замысливал их петр, отнюдь не были просто инструкциями. он стремился перенести военные принципы на сферу гражданской жизни, . за нарушение регламента чиновники наказывались так же, как военные за нарушение устава. реформа центрального проводилась параллельно с реформой высшего . высшим правительственным учреждением являлся сенат, учрежденный в 1711 г. сенат занимал ключевое положение в петровской государственной системе. он сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал губерниями, а самое главное, коллегиями. четко был расписан регламент работы сенат а. итак, вместо боярской думы, стал сенат. боярская дума имела аристократический состав, состояла преимущественно из людей знатного, боярского рода, занимавших высшие правительственные должности, притом она привыкла действовать под непосредственным руководством государя.