начнём с самого понятия рая. поскольку не существует письменных данных о том, что какой–либо из развивавшейся одновременно с шумерской культур (например, египетской) было известно это понятие, создателями легенды о «райском саде» принято считать шумеров. шумерское представление о рае как о стране, где нет смерти, соответствует библейскому. за заимствование у шумеров библейской идеи божественного рая говорит и местоположение рая.
останавливаясь на шумерском происхождении легенды о рае, следует обратить внимание на реки, протекавшие в библейском раю. в библии прямо указывается евфрат, т. е. район месопотамии. этой стороной вопроса мы не будем заниматься, так как она чрезвычайно сложна и слишком далеко увела бы нас от основного содержания книги. заметим лишь, что как в шумерском раю, так и в библейском первостепенную роль играла проблема пресной воды.
следует обратить внимание на ещё один момент, который особо подчёркивается в шумерском мифе: это безболезненные роды. ведь в библии только из–за непослушания и евы на них было послано проклятие: «со скорбию рождать будешь детей» (книга бытия iii, 16).
интересно также сопоставить «преступление» энки и «грех» первых людей. желая познать «сердце» растений, энки съедает их. и ева вкушают запретный плод, хотя бог сказал: «от дерева же познания добра и зла, от него не ешь» (книга бытия ii, 17). итак, стремление к познанию явилось причиной того, что у шумеров по воле нинхурсаг заболел энки, а в библии по приказанию бога из рая были изгнаны и ева.
и, наконец, наиболее популярный библейский сюжет: сотворение евы из ребра. каковы его истоки? в шумерском мифе говорится, что нинхурсаг, желая избавить энки от боли в ребре, приказала родиться богине нинти (это имя по–шумерски означает буквально « ребра»). но поскольку шумерское «ти» означает также «жизнь», имя этой богини может быть переведено как «, жизнь». из этой игры слов, которой воспользовался шумерский поэт, родилось библейское: «и переустроил господь бог ребро, которое он взял у человека, в жену…» (книга бытия ii, 22). очевидно, игра слов оказалась забытой. древнееврейские писцы, по–видимому, запомнили лишь одно значение шумерского «ти» — «ребро». отсюда и родилось общеизвестное представление о создании женщины из ребра мужчины. этим интереснейшим решением загадки библейского текста мы обязаны французскому ассирологу шейлю. позднее ту же идею развил и обосновал — независимо от шейля — с. н. крамер. разумеется, шумерский и библейский рай отражают совершенно различные, исходящие из разных предпосылок этические концепции. насколько же убедительна была нарисованная шумерами картина рая, если она, просуществовав тысячелетия, покорила воображение философов и поэтов — авторов библии.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Где ошибка? появление в xvii веке оперы м. и. глинки "жизнь за царя" считается рождением классической музыки.