i мировая война глубоко потрясла основы европейского общества. революции, политические кризисы, обнищание народов требовали от правительств, политических партий нового политического курса. в это время усилилось влияние и позиции социал-демократических партий, которые возглавляли правительства ряда стран или вошли в правящую коалицию. расширено избирательное право. важную роль стали играть пресса, радио, кинематограф, зарождалась «массовая культура».
в развитии обществ проявлялись тенденции:
1) к стабилизации и реформам (великобритания, сша, франция, скандинавские страны, а также страны с умеренно-реформистким центром)
2) к установлению авторитарных режимов (страны южной и юго-восточной европы – венгрия, болгария, греция, албания)
3) к установлению тоталитарных режимов (италия, германия, испания, португалия)
в период между двумя мировыми войнами в европе функционировали 2 разновидности политических режимов: авторитарно-тоталитарная модель и либерально-демократическая модель общественного развития. наиболее полным логическим завершением тоталитарной модели были фашистские режимы, утвердившиеся сначала в италии, затем в германии (в форме нацизма), также в испании и португалии (иберийский вариант).
тоталитарные режимы создавались для решения :
- выхода из тяжелого и политического кризиса
- милитаризации и подготовки к войне
- ускорения индустриализации или изменения общества и человека в соответствие с заранее заданной идеологической конструкцией.
для тоталитарной системы характерно поглощение гражданского общества государством. налицо всеобщность, тотальность государственного регулирования. рыночные отношения заменены государственно-бюрократическим регулированием, планированием, распределением. ограничивается частная собственность, исчезает основа свободы личности. уничтожаются режимы и институты либеральной демократии, устанавливается государственно-партийная диктатура. создание системы государственного регулирования с планом, нацеленным на милитаризацию и подготовку к войне. разгоняются профсоюзы. вместе с тем сохраняется активная социальная политика. однопартийность, превращение террора в средство государством. отсутствие реальных прав и свобод, репрессии.
авторитарно-демократические режимы утвердились в межвоенный период в центральной и юго-восточной европе (австрия, венгрия, болгария, румыния, югославия, польша). основан на власти какого-либо авторитета. безраздельно господствует исполнительная власть. парламент сохраняется, но превращается в совещательное учреждение. методы государственной деятельности – приказы и команды. личность слепо следует авторитету. рассмотрим страницы некоторых из этих стран.
австрия: в 1918г произошла революция, в ходе которой без вооруженной борьбы свергнута монархия, выбрано учредительное собрание. в 1920г. конституция закрепила республиканский строй и демократические права граждан. приняты заказы о ликвидации титулов и привилегий, конфискации имуществ, императорской семьи, социальные законы.
югославия: антиавстрийские выступления в землях австро-венгрии началось осенью 1918г. в результате государство словенцев, хорватов, сербов (гсхс) приняли решение об объединении в королевство сербов, хорватов, словенцев. позднее вошла черногория. возникшее государство приняло название югославия.
польша: восстановление независимости польши проходило этапно: под влиянием революции в германии в оккупированной германскими войсками польше создано временное польское правительство. в декабре 1918 освобождена часть западных польских земель. другие территории отошли к польше по версальскому мирному договору. формирование польши как республики завершилось в марте 1921г с принятием конституции. государство возглавил ю.пилсудский. его правление имело авторитарный характер.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
5.16 разгадайте кроссворд 1.раб, вступающий на арене в боевом поединке. 2.карфагенский полководец. 3.селение, возле которого карфагеняне рагромили рямлян. 4.римский полководец, принимавший участие в подавлении восстания спартака. 5.римский полководец, разгромивший армию . 6.сооружение для проведение гладиаторских боёв. 7.вулкан, на вершине которого располагался лагерь спартака. 8.страна, покорённая римлянами и включённая в состав римского государства. 9.площадка для всупления гладиаторов. 10.торжественнай въезд в рим полководца, победившего в войне. надо сделать сделаете нужны ответы на вопросы! : с