Анатолий собчак был ярким оратором периода перестройки. он яростно разоблачал злоупотребления советских чиновников, много говорил о неэффективности власти. собчак возглавил комиссию съезда народных депутатов по расследованию разгона митинга в тбилиси 9 апреля 1989 года. доклад этой комиссии имел большой резонанс. то было время, когда всем стало очевидно, что старые советские больше не справляются со своими ролями. страна жаждала политических изменений, демократизации. время выдвинуло собчака, потому что он говорил об этом. он оказался в нужное время в нужном месте. однако первое, что стал делать собчак, заняв пост председателя ленсовета, - это доказывать, что парламент не нужен, все депутаты - сумасшедшие («демшиза»), их надо разогнать, а его выбрать мэром. по официальной версии, анатолий собчак поднял питерцев против гкчп, вернул городу прежнее имя и сделал ещё много чего. по утверждению же участников тех событий, митинг против гкчп организовал ленсовет, и он же - вопреки планам собчака - вернул городу имя. питерские демократы отменили больше двухсот решений мэра о раздаче городского имущества и выиграли все суды по этим делам. в конце концов с указа ельцина собчаку удалось разогнать ленсовет в декабре 93-го.
Yuliya701
10.12.2020
Анато́лий алекса́ндрович собча́к (10 августа 1937, чита — 20 февраля 2000, светлогорск, калининградская область) — российский политический деятель времён «перестройки», первый мэр санкт-петербурга .
inainainainaina0073
10.12.2020
Для первых романовых, вступивших на престол в результате прекращения ранее царствующей династии и смуты, самодержавность правления была целью, которую необходимо достичь. михаил федорович – родоначальник новой династии титуловался самодержцем от случая к случаю, но так и не смог закрепить этой характеристики в своем титуле. его претензии на статус самодержца мало чем превосходили аналогичные претензии государей периода смуты. концепция самодержавной власти xvii в. имела ряд отличий по сравнению с представлениями о самодержавии периода ивана грозного. важнейшее из них заключалось в том, что самодержавным монархом при первых романовых мог считаться только государь, не дававший на себя ограничительной записи. после того, как романовы утвердились на российском престоле в качестве общепризнанной в россии и мире правящей династии, в царствование алексея михайловича фактически произошла реставрация российской самодержавной монархии. алексей михайлович своим указом 1654 г. окончательно закрепил в государевом титуле столь вожделенную формулу – самодержец. самодержавность правления самого алексея сомнению уже не подлежала. особенность трактовки самодержавной власти в третьей четверти xvii в. во многом заключалась в том, что это понятие вбирало в себя все существенные черты и характеристики, которыми на протяжении долгих лет наделяли царскую власть. идея самодержавности фактически стала венцом представлений об идеальном государе допетровской руси. самодержавная царская власть трактовалась как совокупность следующих идей-постулатов: идея о самодержавно-монархическом способе правления как лучшей форме правления; идея о божественном происхождении монаршей власти ; об идеальном православном монархе; о преемственности власти царей от византийских императоров и римских цезарей; о наследственной передачи власти в роде российских скипетродержавцев и др. к концу правления алексея михайловича каждая из перечисленных идей наполнилась новыми содержательными чертами и тем самым трансформировала монархическую концепцию, сложившуюся ранее. идея божественного происхождения царской власти до xvii столетия была тесно связана с мыслью о том, что государь – носитель воли и власти божьей. при этом жизнь и деятельность самого монарха трактовались как отречение от своей личной воли и осуществление служения богу как послушания. служба государю рассматривалась как способ служения богу. после смуты на протяжении xvii столетия идея служения богу через службу государю постепенно трансформировалось в идею службы богу и царю. смуте царь обрел некие личностные черты, не перестав быть при этом носителем воли и власти божьей. но теперь царская власть рассматривалась не столько как орудие воли бога, но сам бог – как источник силы царской власти. эти изменения были тесно связаны с закреплением самодержавного характера монархии. новая трактовка концепции богоданности царской власти способствовала становлению идеологии абсолютизма. при усилении самодержавия при царе алексее михайловиче возникла угроза уподобления власти царя власти божьей. в середине 1660-х годов патриарх никон обвинял государя в том, что тот «божие имя и славу прекладывает на свою честь и славу и тем хулит имя господне и славу его» . российский самодержец третьей четверти xvii столетия в представлениях современников и трактовке официальной идеологии представал как государь православный. в это время окончательно оформилась идея об идеальном православном монархе. его непременными чертами были чинность, кротость, благообразность, милосердие, богобоязливость. совокупность этих черт воплотилась в характеристике первых царей из династии романовых, но закрепилась за царем алексеем – тишайший.
centrprof20
10.12.2020
После смерти мстислава великого (1132) суздальский князь юрий долгорукийначал вести самостоятельную политику, связанную прежде всего с борьбой против старших племянников мстиславичей за интересы младших мономаховичей. с1146 года, после занятия киевского престола изяславом мстиславичем, юрий сам включился в борьбу за киев. в 1155 году сын юрия андрей боголюбский уехал из южной руси от отца вместе с вышгородской иконой божьей матери во владимир, который избрал своей резиденцией. план юрия долгорукого, по которому его старшие сыновья должны были закрепиться на юге, а младшие — править в ростове и суздале, остался нереализованным. в 1169 году андрей юрьевич организовалуспешный поход на киев, но впервые в практике не стал там править, а оставил наместником своего младшего брата глеба. в xviii—xix вв и современной популярной этот эпизод трактуется как перенос столицы руси из киева во владимир, хотя, по современным представлениям, этот процесс был длительным и окончательно завершился после монгольского нашествия. по выражению ключевского в. о., андрей «отделил старшинство от места». старшинство андрея признавалось во всех землях, кроме чернигова и галича. андрей стремился уподобить владимир киеву (в частности в масштабном архитектурном строительстве, построив успенский собор) и даже пытаться добиться учреждения в своём княжестве отдельной митрополии. в его правление северо-восточная русь сформировалась как новая динамичная область земель и будущее ядро современного российского государства. после гибели андрея в 1174 году власть в княжестве попытались захватить поддержанные смоленскими и рязанскими князьями мстислав иярополк ростиславичи, дети старшего сына юрия долгорукого, умершего раньше своего отца и потому не правившего, но в конце концов проиграли борьбу за властьсвоим дядьям михаилу юрьевичу ивсеволоду юрьевичу большое гнездо, поддержанным святославом всеволодовичем черниговским. правление всеволода юрьевича (1176—1212) было периодом расцвета северо-восточной руси. его старшинство признавалось во всех землях, кроме чернигова и полоцка. рязанские князья жестоко поплатились за его противникам: их земли с конца xii века начали подвергаться периодическим владимирским интервенциям и попали в зависимость от владимирского княжества. в начале xiii века произошло разделение ростово-суздальской епархии на ростовскую и владимиро-суздальскую (в xiv веке преобразовалась в суздальскую). князья северо-восточной руси начиная с юрия долгорукого пытались поставить под свой контроль новгород, используя его зависимость от подвоза продовольствия из суздальского ополья, с переменным успехом, пока наконец в 1231 году представители владимирского княжеского дома не утвердили за собой право на представительство в новгороде на целый век. летописцы даже начали применять новое словосочетание великое княжение владимирское и великого новгорода. по смерти всеволода большое гнездо смоленским князьям удалось удачно вмешаться в борьбу за владимирское княжение между его детьми (липицкая битва 1216), воспользовавшись борьбой младших всеволодовичей за влияние в новгороде, но вскоре владимирские князья возглавили борьбу против крестоносцев в северной , а после поражения смоленских князей и их союзников вбитве на калке (1223) вновь усилили свои позиции на руси. переяславское княжество (с центром впереяславле южном), обособившееся от киева в середине xii века, находилось преимущественно под контролем владимирских князей. в 1226—1231 годах произошло столкновение с черниговским княжеством. олег курский вынужден был отказаться от своих претензий под нажимом владимирских войск в пользу шурина юрия всеволодовичавладимирского, михаила черниговского, а затем самому михаилу пришлось отказаться от новгородского княжения под военным давлением. после вмешательства ярослава всеволодовича в борьбу за киев в 1236 году и посажения им на смоленское княжение всеволода мстиславича в 1239 году, а также в результате многократных владимирских походов против литвы(битва под усвятом 1225, 1235, 1239, 1245, 1248), смоленское великое княжествооказалось в зависимости от владимирского. в феврале 1238 года северо-восточная русь была разорена во время монголо-татарского нашествия после поражения соединённых сил в битве под коломной. были сожжены 14 городов, включая владимир, москву, суздаль,ростов, дмитров, ярославль, углич,переяславль-залесский, тверь. 4 марта 1238 года отряд темника бурундая смог уничтожить вновь набранное владимирским князем юрия всеволодовичем войско на стоянке на реке сити, сам юрий погиб. после гибели юрия и всего его потомства владимирским князем стал ярослав всеволодович, приехавший из киева (1238).