В862 году. пришли рюриковичи в киев. =================================
Яна_Софья
27.05.2022
Большую роль в объединении земель вокруг москвы, в борьбе руси с иноземными захватчиками сыграла в это время православная церковь. это выражалось в том, что церковные деятели — митрополиты, руководители крупных монастырей оказывали мощную моральную поддержку московским князьям, не жалели денег на организацию войска, вдохновляли князей, воевод, простых воинов на защиту родных земель митрополит петр, первый переехавший в москву, и его преемники оказали большую поддержку москве в ее объединительных усилиях. их деятельность неразрывно была связана с политикой ивана калиты и его сыновей. митрополит алексий (ок. 1293— 1378) встал рядом с дмитрием ивановичем, когда тот в мальчишеском возрасте занял родительский трон. он поддерживал дмитрия во всех его патриотических делах. это был умный, образованный, твердым характером человек, одновременно отличавшийся благочестием и скромностью в личной жизни. он был канонизирован православной церковью. большое влияние на всю жизнь оказал святой сергий радонежский (ок. 1321—1391). стоит заметить, что в отроческом возрасте варфоломей (так звали сергия до пострижения в монахи) отличался склонностью к уединению, книжному чтению, постоянному труду и высокой религиозностью, которая удивляла окружающих. после смерти родителей, обедневших бояр, варфоломей отказался от наследства и ушел в монастырь, где уже находился его старший брат. там он уговорил брата принять еще более трудный и тяжелый обет — уединиться, уйти жить в пустынь и там посвятить себя богу. в густом радонежском лесу впервые на руси сергий организовал монастырь на новой, общежительной основе. это означало, что в отличие от прежних особножительных, или келийных, монастырей, теперь все монахи жили одним общим хозяйством, не имели личного имущества и не могли заниматься личным предпринимательством. сергий призвал их жить в братстве, любви и служить друг другу. интересно, сам он, уже будучи игуменом монастыря, часто братьям-монахам, таскал бревна, чинѝл их жилища, выполнял другую тяжелую работу. не случайно имя сергия знала вся русь, к его голосу прислушивался и великий князь, и последний горемыка-крестьянин. несколько позже совершает свой отшельнический подвиг московский монах симонова монастыря кирилл (ок. 1337—1427), выходец из знатной боярской семьи. он уходит из москвы в далекий белозерский край и там в лесной чаще копает себе землянку-келью и ставит крест. это было началом знаменитого на руси кирилло-белозерского монастыря. добродетельный и скромный образ жизни, наполненный и молитвами, отказ от стяжания, т. е. накопления денег и вещей, привлекают к кириллу людей. он учит добру, высокой нравственности, , трудолюбию, преданности родной земле. кирилл также был канонизирован православной церковью. но мирские интересы, мирские страсти проникали и за монастырскую ограду, входили в монашеские кельи, меняли жизнь монастырского братства. монастыри обрастали хозяйством. князья наделяли их землями, появлялась собственная пашня, которую обрабатывали зависимые крестьяне. развивались торговые операции. трудно было сохранять святость в этих условиях. при этом истинные ревнители религии старались сочетать христианские идеалы с житейскими условиями.
Самохвалова-Геннадьевна
27.05.2022
Крестовые походы принесли неисчислимые бедствия ближнего востока и сопровождались уничтожением материальных и культурных ценностей. они (особенно четвертый крестовый поход) подорвали силывизантийской империи, тем самым приблизив ее окончательное падение в 1453. крестовые походы закончились неудачей, и поэтому не решили ни одной из проблем, стоявших перед средневековой европой. тем не менее они оказали значительное влияние на ее дальнейшее развитие. они позволили на определенный период ослабить демографическую, социальную и политическую напряженность в западной европе. это способствовало укреплению королевской власти и созданию национальных централизованных государств во франции и .крестовые походы к временному усилению католической церкви: она существенно укрепила свое финансовое положение, расширила сферу своего влияния, создала новые военно-религиозные институты – ордена, сыгравшие важную роль в последующей европейской (иоанниты в защите средиземноморья от турок, тевтонцы в агрессии в ). папство подтвердило свой статус лидера западно-христианского мира. в то же время они сделали непреодолимой пропасть между католицизмом и православием, углубили конфронтацию между христианством и исламом, обострили непримиримость европейцев к любой форме религиозного инакомыслия. раньше считалось, что крестовые походы значительно обогатили европейскую продовольственную флору, дали толчок развитию производственных технологий и обусловили расширение культурного потенциала за счет заимствований с востока. новейшие исследования, однако, не подобные утверждения. в то же время крестовые походы не прошли бесследно для западной и культуры. ограбление заморских стран стало катализатором имущественного расслоения и прогресса товарно-денежных отношений. возросло могущество итальянских торговых республик, получивших огромную прибыль за счет фрахта и значительно укрепивших свои коммерческие позиции в восточном средиземноморье и на черном море, серьезно потеснив арабов и византийцев. крестовые походы способствовали социальной мобильности европейцев, преодолению их страха перед неизведанным; в психологическом плане они подготовили великие открытия. и, наконец, крестоносное движение и крестоносный дух нашли отражение в средневековой (рыцарский роман, поэзия трубадуров, ). среди наиболее значительных произведений – и биографические труды вильгельма тирского, жоффруа де виллардуэна, робера де клари и жана де жуанвиля, поэмы песнь об антиохии и священной войны. по словах ж.ле гоффа, крестовые походы оказались «вершиной экспансионизма средневекового христианского мира», «первым опытом европейского колониализма».