долгое время угра была рекой, пограничной между различными этноплеменными и политическими образованиями. упоминания о военных и политических столкновениях содержатся в летописях, начиная с 1147 года: это сведения о половецких набегах, о -литовских порубежных конфликтах и т. д.
наиболее широкую известность угра приобрела в 1480 году после так называемого стояния на реке угре, противостояния хана большой орды ахмата и великого князя московского ивана iii, считающегося окончанием монголо-татарского ига. из-за своего оборонительного значения река получила название «пояс богородицы».[5][6]
во время отечественной войны 1812 года территория поугорья охранялась партизанами дениса давыдова и юхновскими ополченцами под командованием семёна храповицкого. активным действиям партизан юхновский уезд не был оккупирован наполеоновской армией.
во время великой отечественной войны в ходе наступления противника на москву река угра стала естественным рубежом, за овладение которым в октябре 1941 года разворачивались кровопролитные бои. наиболее известное среди этих событий — оборона отрядом майора и. г. старчака и курсантами подольских военных училищмоста через угру и её берегов у города юхнова.
здесь же, на угре, командир эскадрильи а. г. рогов повторил подвиг н. гастелло. в его самолёт попал зенитный снаряд. надежды на спасение не было, и а. г. рогов направил горящий самолёт на одну из фашистских переправ через угру. двухмоторная машина, разрушив мост, глубоко врезалась в дно реки.
с угрой связан и один из наиболее трагических эпизодов великой отечественной войны — гибель 33-й армии генерал-лейтенанта м. г. ефремова, попавшей в окружение под вязьмой. ударные группировки 33-й армии не смогли противостоять во много раз численно превосходящему врагу и были разгромлены. тяжело раненый м. г. ефремов, не желая попасть в плен, застрелился. павловский плацдарм, тем не менее, был удержан силами 43-й армии и остался неприступным.
угра́ — река в смоленской и калужской областях россии, левый приток оки (бассейн волги).
своеобразием отличается культура переходного периода - первой четверти xviii века, проникнутой пафосом военных побед и духом преобразований. принципиально новое понимание ценности человеческой личности, ее активности, целеустремленной деятельности неотделимо от сурового, но полного великих деяний времени петра i. эпоха потребовала образованных, энергичных, предприимчивых и умелых людей. заслуги перед государством и талант ставились выше родовитости. все это нашло отражение в общественной и культурной жизни страны.
утверждение светских начал в культуре, искусстве, использование европейского опыта стали государственной политикой. в петровское время впервые возникла идея создания академии художеств. стало широко практиковаться пенсионерство - посылка за границу для обучения и совершенствования в профессии.
строительство новой столицы россии - петербурга и других городов к развитию архитектуры, возведение многочисленных дворцов требовало совершенствования декоративной пластики и живописи, круглой скульптуры и рельефа. больших успехов достигли гравюра, прикладное искусство. начали издаваться газеты и журналы, родилась журналистика. был создан первый профессиональный театр.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
8класс 1.какие формы общественной жизни были распространены в период правления николая 1? 2.главные представители западничества и их идеи? 3.в чем состояла сущность учения славянофилов?
в период николая1 систематизировалось российское законодательство; была создана разработка мер , направленных на решение крестьянского вопроса; создана финансовая реформа; борьба с вольнодумством и революционными настроениями; укрепление социально - и политического положения дворянства .
главные представители западничества:
т.н.грановский , с.м.соловьёв,к.д.кавелин,боткин,тургенев,чичерин,анненков.
идеи западничества:
признание закономерностей в развитие общества ; движение в сторону конституционной монархии по образцу ; отмена крепостного права; развитие просвещения,науки ,техники и правового сознания
сущность учения славянофилов:
отрицание закономерностей и развитие общества