с понятием «народ» непосредственно связано определение крестьянства как основной его части, самой значительной социальной группы (как известно, до 1917 г. крестьянство составляло 80 % населения россии). что нас сегодня заставляет осознавать прошлое, искать ответы на вопросы: что происходило с российским народом (крестьянством) в тот или иной период отечественной ? почему нас захватывает проблема собственного прошлого? вероятно, речь может идти об измерении сознания или понимания, которому нам становится известно о существовании прошлого, частью которого мы себя осознаем сегодня. сознанию, познанию опыта прошлое становится реальностью, в определенной степени прошлое осознается частью нас самих.
в сознании российского общества существует феномен забвения. побуждает нас признавать значение тех аспектов прошлого, на которые прежде не обращали внимания. гражданская война между красными и белыми, порожденная революцией 1917 г., заслонила собой не менее «внутренний фронт» гражданской войны – крестьянскую войну 1918–1922 гг. против политики военного коммунизма со стороны советского государства. крестьянское протестное движение в советской россии в послеоктябрьской – пока еще открытая страница социального феномена, именуемого советским обществом. мощный социальный протест вынудил государственную власть к безотлагательному поиску принципиально новых путей выхода из глубокого общественного кризиса, в котором оказалась страна. примечателен следующий факт: госиздат советской республики объявил публичный конкурс рабоче-крестьянских сочинений в газете «правда» 20 июля 1919 г. было дано десять тем, в том числе: «почему некоторые крестьяне идут против советской власти и в чем их ошибка? », «кто такие контрреволюционеры? ». , лучшее сочинение на данную тему (конечно, не имеющее никакого отношения к конкурсу) написал замечательный писатель в.г. короленко. через год, в августе – сентябре 1920 г., в период апогея политики военного коммунизма, в пятом письме наркому народного просвещения советской россии а.в. луначарскому острое писательское перо создало точный и ироничный образ под названием «неудобное положение»: в сидячем на штыках «неудобном положении», по оценке короленко, оказалась правящая коммунистическая партия. в деревне подобное «положение» было «прямо трагическое»: «то и дело оттуда приносят коммунистов и комиссаров, изувеченных и убитых». ответная реакция партии – «выжигать целые деревни сплошь – и богачей и бедных одинаково» [1: 237–240].
забвение в может проявляться, когда есть основания намеренно забыть о тех или иных сторонах прошлого: например, когда память о них оказывается слишком болезненной, чтобы включить их в наше коллективное сознание. отмечается нередко парадокс одновременно забытого и сохраняющегося в памяти травматического опыта. о последнем забывают, поскольку его стараются вытеснить из сознательной памяти. однако о нем помнят, поскольку субъект травматического опыта оставил слишком серьезные духовные раны. травматический опыт приспосабливается к идентичности, как и новая идентичность приспосабливается к травматическому опыту. в такой ситуации происходит примирение опыта и идентичности, условия для их продолжительного сосуществования.
тема крестьянского сопротивления политике военного коммунизма после революции 1917 г. в советский период являлась закрытой темой. в прошлом российского крестьянства есть немало обыденных событий в повседневной жизни, которые можно забыть, поскольку они никак не связаны с настоящей или будущей идентичностью. однако даже специалисты иногда «забывают» о том, что имело решающее значение в прошлом. но происходит это чаще не потому, что они хотят намеренно исказить прошлое, а просто потому, что они не знают о значении определенных причинных факторов. сегодня нередко приходится читать сочинения, в которых авторы акцентируют свое внимание на отдельных фактах, которые будоражат сознание, вызывая эмоциональное восприятие крестьянского движения, но не полной и объективной картины. пафосные сравнения крестьянской войны в советской россии по размаху и последствиям с крестьянскими войнами, имевшими место в отечественной (болотникова, разина, пугачева) не более чем формальное сходство. поверхностное отношение в применении к советской выражается в ставшей крылатой пушкинской фразе о бунте – «бессмысленном и беспощадном».
месопотамия (междуречье) считается важным центром мировой цивилизации и древней городской культуры. междуречье занимало пространство, расположенное к северу от персидского залива, между средиземным и каспийским морем. оно разделилось по диагонали двумя реками - тигром и евфратом. эта плодородная равнина стала называться месопотамией. ("месос" - середина ; "потамос" - река) .
южную часть месопотамии занимали шумер, аккад, вавилон ; северную - ассирия. народы юга - шумеры, вавилоняне; народы севера - ассирийцы, хурриты.
народы месопотамии были изобретательны, они одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства. внушительных успехов население достигло и в сооружении зданий, в частности дворцовых и храмовых. в междуречье рано началось изготовление стекла: первые его рецепты относятся еще к семнадцатому веку до нашей эры.
открытая и доступная со всех сторон территория междуречья находилась на перекрестке дорог и поэтому была ареной борьбы многих племен, народов и государств. эта цивилизация привлекла внимание большинства ученых, потому что многие события, города и цари упоминались в библии.
в середине девятнадцатого века французские и археологи начали проводить активные раскопки. были найдены три гигантских холма. под ними скрывались руины величественных дворцов, храмов. также были найдены загадочные письма, начерченные на глиняных табличках.
письменность месопотамии называлась клинописью. на глиняных, пока еще мягких табличках деревянной палочкой для письма выдавливали знаки, которые были похожи на "клинообразные" штрихи. из таких табличек в междуречье составляли "книги". "переплетом" для них служил деревянный ящик. до наших дней дошли сведения о первой в мире библиотеке ассирийского царя ашшурбанапала. "книги" были различных категорий: сочинения, , медицинские, и др.
религия.
главными богами в месопотамии считались бог небесной стихии ану и богиня земной стихии ки, а также их сыновья: бог воздуха энлиль и бог водного естества эа, создавший первых людей. главными богами также считались уту и нанна - боги солнца и луны. уту был особым, потому что он был не только богом небесного светила (солнца) , но и главным судьей и на земле, и на небе. самой почитаемой богиней была инанна (иштар) - богиня любви и плодородия.
устройство мира в глазах месопотамцев выглядело сложно. ану создал злаки и скот, боги вкушали яства, пили лучшие напитки, но не могли утолить жажды и насытиться. тогда энлиль создал людей, которые должны были приносить богам разнообразные жертвы, но только созданные люди были дикарями. и тогда бог повелели, чтобы люди стали цивилизованными людьми. людей и животных создали ану, энлиль и эа. также энлиль создал пять городов, в одном из которых поселил царя, которому были подчинены другие девять правителей. при правлении последнего, десятого царя, энлиль разгневался на всех людей и устроил всемирный потоп. мотив, двигавший божеством при устроении потопа, идентичен с тем, что мы можем видеть в библейским предании относительно причин насланного наводнения.
помимо главнейших богов у народов междуречья был еще и второй пантеон, который представлен еще другими двенадцатью главными богами и тридцатью второстепенными.
кроме божеств люди почитали и так называемых демонов добра, и старались умилостивить демонов зла.
достижения обитателей великих рек тигра и евфрата в самых разных областях человеческой деятельности (будь то искусство, архитектура, , письменность, а равно и сфера научных знаний) сыграли роль эталона для всего древнего ближнего востока.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Политические события в восточной европе во 2-ой половине 80-х годов хх века.