Возможно то, что они брали с верующих деньги; за все нужно было платить
klykovav672
25.07.2021
Франсуа рабле, великого французского писателя эпохи возрождения, нередко упоминается в периодической печати xviii века, а герои его сатирического романа — гаргантюа, пантагрюэль, панург — фигурируют в качестве имен нарицательных наряду с дон кихотом, фальстафом и гулливером. в 1790 году в петербурге была издана «повесть славного гаргантуаса, страшнейшего великана из всех доныне находившихся в свете». до недавнего времена ее считали перелицовкой романа рабле, но в действительности это — перевод анонимной лубочной повести начала xvii века, восходящей к тем же фольклорным источникам, что и роман. «повесть славного гаргантуаса» в 1796 году вышла повторным изданием. ее читали и взрослые и дети, знакомившиеся таким образом со сказочно-фольклорной первоосновой книги рабле. кроме того, учителя и наставники дворянских детей, осторожно пользуясь французским текстом романа, извлекали из него отдельные эпизоды для чтения и пересказа. так же далеки были от оригинала и позднейшие переложения некоторых эпизодов без обозначения имени автора (сказки о подвигах великана гаргантюа). до начала xx века царская цензура пресекала все попытки познакомить читателей с «гаргантюа и пантагрюэлем», запрещая не гол,ко переводы, но даже статьи, в которых излагалось содержание романа. например, цензор лебедев, мотивируя в 1874 году запрещение статьи критика варфоломея зайцева, предназначенной для «отечественных записок», по существу, раскрыл идейную направленность сатиры рабле: «…нужно заметить, что большинство предметов, предаваемых рабле на публичное осмеяние, продолжают существовать и ныне, как-то: верховная власть, выражающаяся в лице государей; религиозные учреждения в лице монашествующих и священников; богатство, сосредотачивающееся в руках либо вельмож, либо в руках отдельных личностей. а потому знакомство публики с произведениями хотя и такого , если можно так выразиться, писателя, как рабле, нельзя не считать со стороны редакции крайне предосудительным». в борьбе с феодально-церковным мировоззрением передовые деятели возрождения создали новую, светскую культуру, основанную па принципах гуманизма. провозвестники этой новой культуры с открытым забралом выступили в защиту человеческой личности и свободной мысли, против феодальных предрассудков, циничной погони за обогащением и жестокой эксплуатации народных масс. многотрудная жизнь рабле была заполнена неустанной борьбой за новые гуманистические идеалы, которые он отстаивал всеми доступными ему средствами. превосходный лингвист, знаток античных древностей, естествоиспытатель и прославленный медик, рабле, опираясь на науку, воевал с мракобесием церковников и ниспровергал аскетическое мировоззрение средневековья. главной заслугой рабле является создание пятитомной сатирической эпопеи «гаргантюа и пантагрюэль» (1532 —1552], которой он отдал более двух десятилетий своей творческой жизни. по словам белинского, это произведение «всегда будет иметь свой живой интерес, потому что оно тесно связано со смыслом и значением целой эпохи»1. сам рабле читателей в предисловии, что его книга — нечто большее, чем простое нагромождение сказочно-фантастических авантюр: «нужно,— говорит он,— разгрызть кость, чтобы добраться до мозга», то есть за полным чудесных приключений сюжетом увидеть глубокое содержание. оглушительный хохот героев романа, их соленые шутки и безудержное «раблезианское» веселье выражают мироощущение людей, стремящихся освободиться от средневековой рутины и церковного догматизма. этому здоровому, жизнерадостному началу, которое воплощено в образах гаргантюа, пантагрюэля и их друзей, противопоставлены уродливо-карикатурные маски средневековых монархов и церковников, схоластов и рутинерой. в каждом комическом эпизоде содержатся философская мысль и те «тонкие снадобья» жизненной мудрости, которые сам рабле предлагал искать в своих книгах. «гаргантюа и пантагрюэль» — это настоящая энциклопедия гуманистических идей, отражающая все стороны общественного бытия: ‘вопросы государственного устройства и политики, философии и религии, морали и педагогики, науки и просвещения. для рабле’человек с его правом на свободную, радостную, творческую жизнь находится в центре мира, и именно потому писателя больше всего интересует проблема воспитания нового человека. в главах, посвященных гаргантюа, рабле беспощадно высмеивает средневековую схоластическую педагогику, противопоставляя ей в лице понократа новую, гуманистическую систему воспитания: наблюдение и изучение природы и жизни, сочетание теории с практикой, наглядное обучение, гармоническое развитие как умственных, так и способностей человека. на протяжении всего романа рабле выступает как рьяный пропагандист и блестящий популяризатор естественнонаучных знаний. герцен заметил по этому поводу, что «рабле, живо понимавший страшный вред схоластики на развитие ума, положил в основу воспитания гаргантюа естественные науки».
imosal
25.07.2021
Внешняя политика ивана iv осуществлялась в трех направлениях: на западе – борьба за выход к морю; на юго-востоке и востоке – борьба с казанским и астраханским ханствами и начало освоения сибири; на юге – защита земель от набегов крымского ханства. татарские ханы совершали грабительские набеги на земли. на терри-ториях казанского и астраханского ханств в неволе были тысячи людей, захваченных во время набегов. жестоко эксплуатировалось местное население – чуваши, марийцы, удмурты, мордва, татары, башкирцы. по территориям ханств пролегал волжский путь, но волга не могла использоваться людьми на всем своем протяжении. привлекали помещиков и плодородные малозаселенные земли этих краев. сначала иван грозный предпринял дипломатические шаги, направленные на подчинение ка-занского ханства, но они не принесли удачи. в 1552 г. 100-тысячное войско российского царя оса-дило казань. оно было лучше вооружено, чем татарское. артиллерия ивана iv имела 150 круп-ных пушек. использовав подкоп и бочки с порохом, взорвали стены казани. казанское ханство признало себя побежденным. народы среднего поволжья вошли в состав российского государства. в 1556 г. иван грозный завоевал астраханское ханство. с этого периода все повол-жье являлось территорией россии. свободный волжский торговый путь значительно улучшил ус-ловия торговли с востоком. в середине xvi в. в состав россии вошли башкирия, чувашия, кабарда. присоединение ка-занского и астраханского ханств открывало новые перспективы, становился возможным доступ к бассейнам великих сибирских рек. сибирский хан едигер еще в 1556 г. признал вассальную зави-симость от москвы, но сменивший его хан кучум (? – ок. 1598) отказался признать власть москвы (угнетал местных жителей, убил посла) . купцы строгановы, имевшие от царя грамоту с земель к востоку от урала, по разрешению москвы наняли большой отряд казаков для борьбы с ханом кучумом. предводителем отряда стал казацкий атаман ермак ). в 1581 г. отряд ермака нанес войскам кучума пора-жение, а через год занял столицу сибирского ханства кашлык. окончательно кучум был разбит в 1598 г. , и западная сибирь была присоединена к россий-скому государству. на присоединенных территориях утвердились общероссийские законы. нача-лось освоение сибири промышленниками, крестьянами и ремесленниками. внешнеполитические действия россии на западе – борьба за выход к морю, за земли, захваченные ливонским орденом. многие земли издавна принадлежали новгородской руси. берега реки невы и финского залива входили раньше в состав земель великого новгорода. в 1558 г. войска двинулись на запад, началась ливонская война, продолжавшаяся до 1583 г. правители ливонского ордена препятствовали связям россий-ского государства с западноевропейскими странами. ливонскую войну делят на три этапа: до 1561 г. – войска завершили разгром ливон-ского ордена, взяли нарву, тарту (дерпт) , подошли к таллину (ревелю) и риге; до 1578 г. – война с ливонией превратилась для россии в войну против польши, литвы, швеции, дании. военные действия приобрели затяжной характер. российские войска вели борьбу с переменным успехом, заняв летом 1577 г. ряд крепостей. осложнило положение ослабление хозяйства страны в результате разорения опричниками. изменилось отношение к войскам местного населения в результате военных поборов. в этот период на сторону врага перешел князь курбский, один из самых видных военачальников, знавший к тому же военные планы ивана грозного. затрудняли положение опус-тошительные набеги на земли крымских татар
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Что подрывало авторитет церкви в глазах верующих в средние века?