Айтеке би из племени Алчин, поколения Алимулы, рода Торткара, Младшего Жуза казахов, внук брата эмира бухарских ханов в Самарканде Ялангтуш Бахадура[1].
С пяти лет обучался грамоте у аульного муллы. Образование получил в самаркандском медресе Улугбека (по другим источникам, в Бухаре), затем в медресе Шердор, где изучал религию, право, астрономию, географию, историю, математику. Владел арабским, персидским, чагатайским и узбекским языками.
И домашнее, и школьное воспитание и образование он при наставничестве общественного и политического деятеля Ялангтуша, известного строительством мечетей Ширдара и Тиллекара в Самарканде, приходившегося ему дядей. Чикибамбони
В 20 лет Айтеке би был бием части казахов, узбеков, каракалпаков Бухары и Самарканда. В двадцать пять лет (по другим источникам, в 30 лет) избран главным бием Младшего жуза и с тех пор его имя фигурирует рядом с другими великими казахскими биями Толе би, Казыбек би, а также с ханом Тауке.
Айтеке би — один из главных авторов степного свода законов «Жеты Жаргы» («Семь уложений замене кровной мести, принципа кровь за кровь принципом «справедливого наказания» и «откупа», дабы остановить цепь кровавой вендетты между казахскими родами и советник Тауке-хана, сам батыр, вместе с Тауке участвовал в отражении джунгарского нападения на Сайрам. Совместно с Тауке-ханом, получившем название «великого», «благословенного», поскольку он сплотил казахские земли в рамках единого централизованного государства, имеющего собственную конституцию, он содействовал установлению определённого равновесия в отношениях с джунгарами и русскими объединению усилий казахов, каракалпаков и киргизов против джунгарского нашествия.
Ему принадлежит выражение о том, что бий должен быть на высоком нравственном уровне, дабы оставить в душах современников и потомков яркий след своими разумными решениями. Их справедливость Айтеке би связывает с умением «рассечь конский волос строго посередине».
Похоронен Айтеке би на территории современного Узбекистана в Навоийской области в Нуратинском районе[2]. По другим данным он похоронен в 75 км от Ташкента близ поселков Кауыншы и Шыназ
Объяснение:
лютер был противником ренессансного возвеличения человека, осуждал его как недопустимое «обоготворение твари», однако лессинг, гегель и гейне не , когда утверждали, что лютеровское учение пробудило в народе интерес к самой проблематике человеческого достоинства. лютер боялся революционно-демократического действия, но мелкобуржуазный социалист луи блан не совершил грубого промаха, возводя к нему предысторию французской революции.
сама лютеровская проповедь имеет сложную смысловую структуру. мы на каждом шагу находим здесь расхождение между буквой и духом, между непосредственным и глубинным содержанием, которое раскрывается лишь усилию последующей интерпретации. л. фейербах проницательно замечал: учение лютера это
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Раньше по тнт шла передача, где молодой паре давали на воспитание игрушечного ребенка, и женщина потом проверяла как они справляются с этим.. , как называется!