развитие образования в губернии в xviii в., впрочем как и по всей россии в это время, шло крайне сложно. отсутствовала необходимая материальная база, не хватало финансов, учительских кадров, и, , самое главное, не было понимания в обществе, в органах государством необходимости развития образования.
однако реальная жизнь все более требовала грамотных, подготовленных людей. власть, общество вынуждены были отвечать на требования жизни. в 1786 г. был утвержден «устав народных училищ российской империи», который предполагал открытие в губернских и уездных городах главных и малых народных училищ. в соответствии с «уставом народных училищ российской империи» в конце xviii века, в 1789 г., в уфе было открыто главное народное училище, а в оренбурге, челябинске, мензелинске — малые народные училища. по мнению известного оренбургского краеведа в. в. дорофеева, первоначально народное училище в оренбурге занимало помещения в здании на территории, где в дальнейшем был построен сегодняшний «дом учителя». затем, в 1835 г., оно было переведено в другое здание, расположенное на николаевской (советской) улице.
в 1797 г. в связи с перенесением губернского центра из уфы в оренбург малое народное училище в оренбурге было преобразовано в главное народное училище, а главное народное училище в уфе — в малое народное училище. первого апреля 1889 г. оренбургское училище отметило столетний юбилей.
в 1917 г. в оренбурге издана книга [45], где об этой школе сказано так:
«мы спокойно и равнодушно проходим мимо одноэтажного, обложенного кирпичом, здания училища на. николаевской улице, а между тем ведь данной маститой и седовласой школе теперь немногим более 125 лет. эта школа появилась у нас тогда, когда грамотность, псалтирь и четьи-минеи составляли весь курс обучения и когда искусство письма считалось для народа границей, за которой дальнейшие шаги к просвещению считались излишней роскошью».в конце xviii века в оренбургской губернии было одно главное народное училище в городе оренбурге и три малых народных училища в городах губернии: уфе, мензелинске, бузулуке. в малых народных училищах был определен двухлетний срок обучения, в них преподавались чтение, письмо, катехизис, священная , начальные правила грамматики, первая часть арифметики, чтение книг «о должностях человека и гражданина», «правила для учащихся».
в главном народном училище дополнительно имелись третий и четвертый классы (последний класс был двухгодичным), в которых изучались грамматика, , , естественная , арифметика, , , прибавлялось чтение «изъяснения евангелия». в основе обучения лежал принцип наглядности. по «уставу народных училищ российской империи» в обязанности главного народного училища входила подготовка учителей для малых народных училищ.
работа народных училищ проходила в непростых условиях. занятия велись в приспособленных помещениях. велик был отсев учащихся, особенно из старших классов главного училища. материальным оснащением училищ занимались местные власти. финансовое положение училищ и учительского состава традиционно для россии было тяжелым. состав учеников училищ был достаточно разнороден. среди учеников были представители разных социальных слоев, что свидетельствует о заинтересованности этих слоев в образовании.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вчём проявилась политическая зависимость руси от золотой орды