физули родился в городе кербела на юге арабского ирака. точная дата рождения поэта не установлена. принято считать, что он родился в 1498 году, однако судя по некоторым данным, содержащимся в некоторых сочинениях поэта, он родился значительно раньше, в 1480-х гг. по мнению польского востоковеда с. плясковицка-рымкевич поэт родился в кербела, предположительно в 1488-1504 годах, но вероятней всего не позже 1495 года. данных о биографии физули мало, согласно энциклопедии британника поэт по-видимому происходил из семьи религиозных деятелей. согласно позднейшим преданиям отец поэта служил муфтием в городе хилле, однако достоверных данных об этом нет. судя по тому, что молодому мухаммеду удалось получить блестящее для того времени образование, можно предположить, что отец поэта обладал соответствующим достатком. образованность поэта подтверждается его религиозными титулами: мулла и мевлана. вкус был привит физули поэтом хабиби.
современник поэта садики в своих биографических мемуарах о поэте сообщает, что физули происходил из племени баят, другой современник поэта, нидаи челеби, пишет, что физули принадлежал к туркоманам ак коюнлу. энциклопедия ираника и ряд современных исследователей также считают, что физули происходил из тюркского племени баят, осевшего в ираке, представители которого кочевали на пространстве от закаспия до сирии. некоторые этнографические источники указывают, что баяты являются субэтнической группой азербайджанцев. британский ориенталист элиас гибб первым указал в своей работе, опубликованной в 1882 году, что физули, возможно, был азербайджанским тюрком. советский востоковед, иранист и тюрколог е.а. бертельс в своей книге «низами и физули» называет поэта "великим лириком, происходившим из азербайджанского племени баят". чешский филолог—востоковед ян рипка в своей книге « персидской и таджикской » и советский —востоковед а. е. крымский в своей книге «низами и его современники» называют физули «азербайджанцем». энциклопедия ларусса и некоторые современные исследователи считают, что поэт мог иметь курдское происхождение. турецкий , исследователь творчества поэта, хамиде демирель (hamide demirel, hamide odelli), констатирует, что некоторые исследователи о курдском или персидском происхождении физули, при этом, по мнению автора, они не приводят каких-либо доказательств либо источников данного утверждения. так, в 1922 году версия о персидском происхождении была озвучена
о существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки.создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов кирилла и мефодия. кириллом во второй половине ix века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения моравии и паннонии. на рубеже ix-х веков на территории первого болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. в дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.
крещение руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.
развитие письменности на родном языке к тому, что церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. о распространении грамотности среди слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в новгороде, твери, смоленске, торжке, старой руссе, пскове, старой рязани и др. это письма, памятные записки, учебные и т.п. письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. простые горожане оставляли многочисленные записи на стенах церквей киева, новгорода, смоленска, владимира и других городов. самой древней на руси книгой, из сохранившихся, является т.н. «новгородская псалтырь» первой четверти xi в.: деревянные, покрытые воском дощечки с текстами 75 и 76 псалмов.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Отличия человека нового времени от человека старого времени?