Перестройка, начатая М. С. Горбачевым как обновление социализма, имела глубокие последствия для культурной и духовной жизни советского общества. С исчезновением идеологических догм в духовной жизни появилось многообразие форм, с которых культуры различных групп советского общества нашли свое выражение. Важное значение для перемен в культурной жизни имела гласность - политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации и плюрализм мнений, который подразумевал свободу критики. В период перестройки значительно сократилась государственная поддержка культуры, власти стремились перевести культуру на самофинансирование.
Термин «славянофильство» был введен в обиход западниками. Сами славянофилы использовали другие самоназвания: «москвичи», «московское направление», «московская партия», «восточники».
Однако придуманный западниками термин в итоге прижился и стал использоваться в среде «славянофилов»
Почву для расцвета движения подготовила Отечественная война 1812 года, обострившая патриотические чувства и поставившая во об определении национального лица России.
Последователи течения выразили идею об особом пути России и о роли православия.
«Все, что препятствует правильному и полному развитию Православия, всё то препятствует развитию и благоденствию народа русского, все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое», – писал религиозный философ и публицист Иван Киреевский.
Особый акцент славянофилы делали на русском крестьянине, считая, что в нем заложен «ключ нашего национального существования».
Как и западники, славянофилы считали, что крепостное право должно быть отменено, но с сохранением традиционного уклада крестьянской жизни.
В отличие от западников, славянофилы воспринимали Петра I скорее как отрицательную для русской истории фигуру. По их мнению, царь сбил страну с пути, навязав ей европейские ценности, которые не могут прижиться на русской земле, либо, как минимум, нуждаются в адаптации.
Что касается отношения к монархии, то поклонники самобытного национального пути были убеждены, что абсолютная монархия – единственно верный для России вариант, а парламент и конституция – чуждые для славян явления.
К цензуре славянофилы относились спокойно, считая, что она возможна в интересах государства.
Государство важнее личности, а личность должна служить общей идее.
Основой русского государства и русской жизни славянофилы считали православие, а европейский опыт, по их мнению, мог нарушить устоявшиеся религиозные каноны.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как вы думаете почему александр 2так упорно добивался , чтобы прозьба об отмене крепостного права исходила от помещиков