до и во время второй мировой войны выделились ведущие страны-лидеры: , сша, великобритания и франция. именно эти страны в последующем оказали решающее влияние на решение мировых проблем. главный враг – фашизм, сплотил народы, приглушив идеологические разногласия. союзные государства поддерживали партнерский характер отношений. образование оон и нюрнбергский судебный процесс продемонстрировали стран-победительниц и их умение работать во имя общих целей. [3, с.130] однако немного позже геополитическая обстановка и международные отношения изменились коренным образом. постепенно отношения союзников в войне стали меняться от сотрудничества к соперничеству. европа была чрезвычайно ослаблена войной и оккупацией. еще недавно ведущие страны франция и сейчас оказались истощены.
только одна западная держава – сша – вышла из войны неизмеримо более сильной, чем вступила в нее: американская территория не пострадала от военных действий, ее промышленность развивалась, более половины западного золотого запаса хранилось в американских банках. произошло резкое усиление сша в политической, и военной областях. американское руководство оценило эту ситуацию как реальную предпосылку для доминирования сша во всем мире. эта позиция нашла свое отражение в заявлении президента сша г. трумэна, суть которого было «сохранении роли руководителя всех наций».
одновременно с этим поднимался еще один мировой лидер – . после победы над фашисткой германией его авторитет возрос, резко увеличилось его военное и политическое влияние. он притягивал не мощью, а силой духа. не только вышел из международной изоляции, но и стал признанной великой державой. руководство советского союза стремилось установить свой контроль в странах, освобожденных советской армией и ликвидировать капитализм.
разрыв между потенциалами стран был : после войны потерял, а сша приобрели; восстанавливался, сша продолжали развитие. но обе страны мечтали о мировом господстве и у обоих были необходимые условия: у сша – высший уровень развития в мире, у – патриотический подъем после победы над фашизмом, и авторитет «непобедимой державы». таким образом, две абсолютно разные, но мощные страны стали бороться за сферу своего влияния. именно с этого момента, по мнению большинства ученых, начинается «холодная война» — политическая, идеологическая, и локальная военная конфронтация двух антагонистических систем – капиталистической и социалистической (во главе с сша и соответственно). [1, с. 424]
«холодная война» нашла свое проявление в: остром политическом и идеологическом противостоянии между тоталитарной коммунистической и западной либеральной системами, охватившем практически весь мир; создании системы военных (нато, овд, сеато, сенто, анзюс, анзюк) и (еэс, сэв, асеан и др.) союзов; создании разветвлённой сети военных баз сша и на территории иностранных государств; активной разведывательной деятельности; форсировании гонки вооружения и военных приготовлений; резком росте военных расходов; периодически возникающих международных кризисах (берлинские кризисы, карибский кризис, корейская война, вьетнамская война, афганская война); «разделе мира» и в ведении массированной «психологической войны», целью которой была пропаганда собственной идеологии и образа жизни.[4]
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Установите правильное соответствие: 1) 1682 г. а) второй азовский поход 2) 1689 г. б) образование губерний 3) 1696 г. в) смерть царя федора 4) 1700 г. г) начало царствования петра i 5) 1703 г. д) начало северной войны 6) 1708 г. е) основание санкт-петербурга