Долина царів
Наукову єгиптологію розпочали французи під час єгипетського походу Наполеона - імператор цінував служителів науки і всюди брав їх з собою.
Одного разу під час атаки мамлюкської кінноти Бонапарт вишикував солдат в каре і віддав знамениту команду: "Вчених і віслюків в середину!"
Вивчення стародавнього Єгипту продовжили англійці. Німці тим часом розкопували руїни Вавилона, тому що Ірак входив до складу дружньої Берліну Оттоманської імперії, а Єгипет з 1882 року був під британським протекторатом.
Археолог Картер і його спонсор, пристрасний любитель старовини Джордж Герберт, він же граф Карнарвон, співпрацювали разом з 1907 року.
Усипальницю Тутанхамона знайшли в Долині царів. Скеляста ущелина на західному березі Нілу неподалік від столиці Давнього Єгипту міста Фіви (нині Луксор) в XVI-XI століттях до нашої ери стала місцем спочинку 63 правителів, від Тутмоса I до Рамзеса X.
Остання значна знахідка - гробниця з п'ятьма добре збереженими муміями - була зроблена в Долині царів в 2006 році. При цьому 100 років тому панувала думка, що ця місцевість вже вивчена вздовж і поперек, і Картер з Карнарвоном марно втрачають час.
3 листопада 1922 року учасники програми експедиції знайшли під старою халупою сходи, що вели вниз. Вони розчистили їх і побачили замуровані двері.
А в курочки яєчко
Картер телеграфував до Лондона графу Карнарвону. 25 листопада той приїхав на розкопки з дочкою, леді Евелін.
За дверима дослідники побачили дві підземні камери, заповнені дорогоцінними прикрасами і предметами побуту. Там були золотий трон, колісниця, вази, скриньки, світильники, письмове приладдя.
Коштовних речей виявилося стільки, що Картер терміново вирушив до Каїра для переговорів з владою Єгипту.
Саки (Шаки) Са́ки (др. -греч. Σάκαι,лат. Sacae) — собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках. Группы саков Упоминаются у Геродота в древнеперсидских надписях четыре группы саков: саки-хаомаварга, «варящие хаому — дурманящий напиток» , населявшие долину реки Мургаб (у Геродота и античных авторов — амюргии) саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках» (в Бехистунской надписи Дария I), проживавшие в предгорьях Тянь-Шаня (часто отождествляются с массагетами античных авторов) , саки-парадарайя, «которые за морем (за рекой)» , и саки-парасугудам, «за Согдианой» , которые проживали в бассейне Аральского моря в низовьях Сырдарьи и Амударьи. Однако подобное деление является условным, так как на самом деле многие среднеазиатские кочевники варили хаому в ритуальных целях, а остроконечный головной убор был отличительным знаком всех кочевых народов от Дуная до Байкала, причём вплоть до новейшего времени. Таким образом, деление саков на «пьющих хаому» , «носящих остроконечную шапку» и «заморских» отражает скорее взгляд сторонних наблюдателей (в данном случае — персов) , чем истинное самоназвание сакских племён. Некоторые названия сакских родов всё же сохранились в истории: массагеты, даи (дахи, даки, даги) , апасиаки, парны, кангхи и др. В древнеперсидских источниках саков называли «могучими мужами» , а иранские — «турами с быстрыми конями» . Благодаря сходству со скифами древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами» Общие сведения Образ жизни саков и материальная культура (по материалам захоронений) очень близки к скифским, ювелирные изделия погребений выполнены в скифском «зверином стиле» . В современной научной литературе к сакам относят племена Приаралья, северных и восточных районов Средней Азии, Казахстана и южной Сибири, отличая их от близких по культуре массагетов Приаралья и Закаспия и скифов Северного Причерноморья; в отличие от скифов Северного Причерноморья материальная культура саков и массагетов не несёт следов эллинского влияния, поэтому иногда употребляют термин «культуры сако-массагетского круга» . Образ жизни саков был оседло-кочевой. В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство. В степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана у саков развивалось верблюдоводство. Верблюд использовался как вьючное животное. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. На юге Казахстана в долине Сыр-Дарьи развивалось земледелие. В VII—III вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. Во главе этих союзов стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья. Сакские женщины пользовались равными правами. В VI веке до н. э. массагетами управляла царица Томирис. Известно также имя царицы Зарины. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — жёлтый и синий. Из сословия воинов происходили вожди и цари. Царь считался посредником между небом и землёй. Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Тип общества саков — военная демократия. Самое большое количество курганных могильников саков сосредоточено в районах зимних пастбищ, в местах, которыми древние скотоводы особенно дорожили. Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы, Востока. В середине 1 тысячелетия до. н. э. стал функционировать «степной путь я больше незнаю, надеюсь чем то
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вкаком веке был основан рим? в каких веках римом привили цари? а в каких веках греками привили басилеи?