родился этот удивительный человек в селе григорово нижегородской губернии. отцом его был приходской священник пётр. мать звали марией. когда мальчику исполнилось 15 лет, у него умер отец. в 17 лет юноша женился на 14-летней девушке анастасии. за год до замужества она осиротела и жила в бедности. став женой, преданно служила мужу и была истовой во всех его делах.
в 1642 году молодого человека рукоположили в диаконы (низшая степень священства). через 2 года ему дали 2-ю степень священства, и он стал попом в селе лопатицы нижегородской губернии. уже в эти годы будущий великий мученик стал демонстрировать окружающим бескомпромиссный и суровый характер. он во всём неуклонно следовал слову божьему и требовал того же самого от своей паствы.
однажды пришла к нему на исповедь девица блудного поведения и необыкновенной красоты. священник воспылал к ней страстью. но чтобы подавить в себе порочное чувство, зажёг 3 свечи и положил на огонь ладонь правой руки. так он и стоял, пока сильная боль не подавила грешное желание.
за праведные дела наградили его титулом протопопа (современное – протоиерей). а в 1648 году случился конфликт с воеводой шереметевым. тот плыл по волге с сыном и захотел, чтобы протопоп благословил юного отпрыска. аввакума доставили на судно, но тот посчитал, что молодой человек слишком блудлив, и отказался его благословлять. разгневанный боярин приказал бросить священника в воду. тот бы неминуемо утонул, но подоспели рыбаки на лодке и вытащили захлёбывающегося человека из воды.
вскоре бескомпромиссного священнослужителя перевели в юрьевец-повольский, а в 1651 году он оказался в москве. здесь к нему хорошо относился патриарх иосиф. но он скончался в 1652 году, а его место занял патриарх никон, который также поначалу благоволил к принципиальному священнику.
церковная реформа и борьба с никонианствомскоро началась церковная реформа. она поставила крест на традициях "древлего благочестия". за основу был взят греческий обряд, который во многом не совпадал с великоросским. всё это вызвало резкую критику со стороны аввакума, ивана неронова, а также многих других церковнослужителей. все они отошли от патриарха никона. в ответ на это тот организовал их преследование.
в 1653 году протопопа аввакума заперли в монастырском подвале на 3-е суток. ему не давали воды и еды, требуя, чтобы он отказался от своих взглядов и признал новый церковный обряд. однако тот духом не сломался и на компромисс не пошёл. ничего не добившись от мятежника священника, того сослали в тобольск.
однако в тобольске мученик долго не задержался, так как продолжал вести активную агитацию против новой церковной реформы. тогда его сослали в забайкалье к нерчинскому воеводе афанасию пашкову. это был человек патологической жестокости. именно его и поставили надзирать за ссыльным протопопом. казалось бы, с воеводой следует вести себя чрезвычайно осторожно и не перечить ему. но, как говорится, нашла коса на камень.
священник начал жёстко критиковать пашкова, считая всю его деятельность неправильной. естественно, это не понравилось безраздельному хозяину забайкалья. он велел к себе дерзкого еретика и жестоко избил его. затем приказал выпороть кнутом и посадить в острог вблизи падунского порога на реке ангаре. там в холоде и голоде просидел непокорный вольнодумец целую зиму, но не склонил голову перед воеводой и не попросил у него прощение.
весной протопопа выпустили из острога. его вместе с семьей определили в полк, который шёл непроторенными землями на восток. люди преодолевали бурные реки, продирались сквозь тайгу и при этом терпели многие лишения. в течение 6 лет сам священник, а также его жена и дети пребывали в суровых сибирских землях. побывали они на байкале, амуре, шилке. часто не доедали, болели.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос: