Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россиюи охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.
Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.
«Рассуждение о методе» ДекартаСобственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определённым направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали[1].
Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие — к середине XVIII века[2] В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815)[3]. В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).
Содержание [скрыть] 1Сущность2Периодизация по Г. Мэю3Религия и мораль3.1Роспуск Общества Иисуса4Историческое значение5См. также6Примечания7Библиография8Ссылки9ЛитератураКаракерей Кабанбай-батыр (каз. Қаракерей Қабанбай батыр) (настоящее имя Ерасыл) родился в 1692 году[1] в нынешнем Уржарском районе ВКО, умер в 1770 году, похоронен там же[2] — казахский батыр. Каракерей Кабанбай-батыр — один из организаторов национально-освободительной борьбы казахов с джунгарскими завоевателями, полководец и поединщик. Известный востоковед и историк Машкур Жүсип Копейулы говорил: «У казахов не было батыра как Каракерей Кабанбай». Кабанбай-батыр происходит из ветви «Байжигит» рода «Каракерей» племени «Найман», удостаивался звания «Хан батыры» (Богатырь хана). Занимался миротворческой миссией, вершил суд в обществе степняков[3]. О Кабанбай-батыре был написан исторический эпос (жыр) «Ер Кабанбай»[4].
Каракерей Кабанбай-батыр
Талдыкорган. Памятник Кабанбай-батыру.jpg
Памятник Кабанбай-батыру в Талдыкоргане
Дата рождения
1692
Место рождения
Казахское ханство ныне Урджарский район, Восточно-Казахстанская область
Дата смерти
1770
Принадлежность
Казахское ханство
Род войск
кавалерия
Командовал
Армиями Среднего жуза
Сражения/войны
Аягозская битва (1717)
Шубартенизское сражение (1728)
Булантинское сражение (1729)
Анракайская битва (1729)
Илийское сражение (1730)
Шаганское сражение (1735)
Шоргинское сражение (1740
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Символом культуры 19 века стал 1) гоголь 2) достоевский 3) пушкин 4) державин