Черты, которые характеризуют общества Индии, Китая, Японии в 16-18 века сводятся к следующему:
Индия:• Государство было собственником всех земель в стране, так что завоеванные территории были частью земельного фонда, из которого раздавались наделы (джагиры), то есть земли держал джагирдар, но лишь временно.
• Частная собственность также существовала, но у князей, которые платили дань, и у шейхов, которые имели небольшие владения, и мусульманские богословы.
• Здесь существовала крепкая деревенская община и она платила налог государству
• Леса, пастбища, пустоши оставались в коллективном пользовании
• Общины занимались сельским хозяйством, ремеслом
• Общество делилось на 4 варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Каждая из этих варн включала множество каст.
Китай:• Земли были и частными, и государственными (это земли, которые конфисковали у преступников, пастбища, земли императорского дома, земли, жалованные чиновникам, участки военных поселений) + должностные поля (их давали чиновникам на время службы)
• Также существовала деревенская община, которая состояла из 100 дворов, которые были разделены по 10 дворов. Каждая община возглавлялась старостой, а группы дворов – десятскими (они контролировали сбор налогов)
• Характерной чертой общины была круговая порука (повинности одного члена общины перекладывалась на других)
• Общество делилось на привилегированные (родственники императорской семьи, титулованная знать и шэньши (чиновники, сдавшие экзамен) и непривилегированные слои.
Японий:• Вся земля находилась в собственности государства, а крестьяне и феодалы получали наделы во временное пользование
• Сильная деревенская община, имеющая самоуправление. Они были нацелены на уменьшение налогов и отмену трудовых повинностей, община контролировала уплату налогов, управляла внутренними делами и могла самостоятельно распоряжаться избыточными продуктами
• Сословная структура в СИ-НО-КО-СЁ (сюда входили воины, крестьяне, ремесленники, торговцы), а высшее положение в этой структуре занимал император, который был обожествлен и родовая знать. Еще одно высшее сословие – самураи.
потому что россия и пруссия не хотели усиления речи посполитой. право "либерум вето" сохраняло бессилие короля и сейма, но обеспечивало независимость магнатов, которые часто сотрудничали с другими странами в ущерб интересам речи посполитой.
«свободное вето» (лат. liberum veto) — принцип парламентского устройства в речи посполитой, который позволял любому депутату сейма прекратить обсуждение вопроса в сейме и работу сейма вообще, выступив против.
истоком этого принципа стала традиция единодушного принятия решений в сейме, где каждый шляхтич представлял свою область, был избран местным сеймиком и нёс перед ним ответственность за все решения сейма, а также федеративного характера самого польско-литовского государства. решение, принятое большинством против желания меньшинства (даже если это был только один сеймик) считали нарушением принципа политического равенства. кроме того, для обоснования указанного принципа ссылались на закон nihil novi (так называемая радомская конституция) , который запрещал королям принимать новые законы без согласия шляхты.
обычно считается, что впервые этим правом воспользовался и прекратил работу сейма представитель троков владислав сициньский в 1652 г. но это мнение ошибочно в действительности, он только наложил вето на продолжение дебатов в сейме вне установленного законом срока. только в 1669 году в кракове работа сейма была прекращена на основании liberum veto, наложенного представителем киева олизаром.
в первой половине xviii века, эта практика становится все более и более обычной для сессий сейма, которые прекращались в соответствии с liberum veto. соседи речи посполитой: россия и пруссия сочли это удобным инструментом для ослабления польши
после 1764 г. liberum veto практически не применялось: принцип единодушия не препятствовал работе конфедеративных сеймов. депутаты в начале сессии формировали «конфедерацию» (польск. konfederacja), чтобы предотвратить её остановку работы сейма в соответствии с liberum veto.
liberum veto было 3 мая 1791 года; конституция (принятая конфедеративным четырёхлетним сеймом) установила принцип большинства.
достижения той конституции, однако — призванной стать первой современной кодифицированной конституцией европы — были аннулированы другим, конфедеративным сеймом, собранным в гродно в 1793 г. этот сейм, под принуждением россии и пруссии, ратифицировал предпоследний, второй раздел речи посполитой.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Есть ли перспектива в наскальных изображениях эпохи неолита?