Время расцвета приказной волокиты -
XVII в. явился временем расцвета приказной системы. В это время - в период восстановления государства и экономики - создавалось большое количество приказов, с которых необходимо было оперативно решать многие вопросы. Но их деятельность зачастую пересекалась и функции были не урегулированы, была крайняя путаница в делах и делопроизводстве, и эту запутанность созданной системы необходимо было реформировать. Приказная система развивалась безо всякого плана и главным образом количественно. Так как для управления государством требовалась более четкая система.
Приказная система при Алексее Михайловиче -
При Алексее Михайловиче было создано много приказов. Всего в России действовало до 80 приказов, одновременно - иногда до 40. Приказы делились на светские и церковные.
Царские приказы на дворцовые (управляющие личным хозяйством царя) и казенные (общегосударственные).
Казеные приказы также делились на ведомственные и территориальные приказы.
Вопросами внешней политики ведал Подольский приказ. Внутренней политикой занимались военно-административные, административно-финансовые, административно-судебные, а также специального назначения.
Военно-административные приказы: Разрядный, Поместный, Стрелецкий, Иноземский, Городового дела, Оружейный и другие.
Административно-финансовые приказы: Казенный, Большого прихода, Большой казны, «четвертные» (Новгородская, Галицкая, Устюжская, Владимирская, Костромская чети), Новая четверть, Хлебный, Полоняничный.
К административно-судебным приказам относились: Разбойный, Земский, Холопий, Челобитный, Сыскных дел и другие. Приказы как органы центрального управления сыграли свою положительную роль в создании централизованного государства, но приказное управление оказалось громоздким, бюрократически запутанным и чрезмерно раздробленным. Оно не было единым и не имело четких разграниченных функций, было смешение судебных финансовых и административных функций. К концу правления Алексея Михайловича стало понятно, что необходимы преобразования в приказной системе.
Система государственного управления эпохи Московской Руси была крайне бюрократизирована. Если на момент её создания при Иване III приказов (или "изб") было немного, всего 7, то к наступлению эпохи первых Романовых их число возросло до нескольких десятков (особенно интенсивно шла бюрократизация при Алексее Михайловиче). Количество чиновников, именовавшихся судьями, дьяками и подьячими, в приказах постоянно возрастало. Юрисдикции многих приказов пересекались, и, соответственно, росло количество учреждений, которые нужно было миновать каждой официальной бумаге. Поэтому система приказов сильно задерживала развитие России, и была ликвидирована в ходе реформ Петра I.
В каждом приказе имелось несколько рангов чиновников, которые назывались судьи, дьяки и подьячие. Судьи были чиновниками высшего ранга, главные судьи набирались из бояр и знатных дворян, прочие же - из выслужившихся дьяков. Судьи имели полномочия принимать решения, в то время, как дьяки и подьячие занимались бумажной работой.
По мере роста количества приказов часто оказывалось, что их юрисдикции становятся крайне размыты, в ведомство приказов попадали дела вне их официальной, обозначенной в названии, юрисдикции. Поэтому приказная система была крайне запутанной и сложной.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Говорят что иван грозный убил своего сына, если это так то за что?