тут найдешь! «карл xii в январе 1708 г. овладел гродно, а летом занял минск и дал бой преградившей ему российской армии у села головчина, после которого российские отошли под смоленск. заняв тем временем могилев, карл xii стремился обходным маневром выйти на дорогу в москву. но бои у села хорошего, а позже у деревни раевки отбили у шведов охоту идти на москву. тогдакарл xii, рассчитывая на гетмана и.с.мазепы, а также и крымских татар, решил двигаться на украину, а на соединение с ним из-под риги торопился корпус левенгаупта. такое изменение планов шведского короля было огромным фуррором российских стратегов (и, до этого всего петра i)».10 так начался второй этап северной войны, принесший российским войскам новейшие победы и надежду на скорейшее окончание военных действий. принципиальным переломным моментом этого периода стала полтавская битва, но до этого схватки произошёл ещё ряд событий оказавших решающее действие на итог данной битвы. «между тем летом 1708 года карл xii, разбивши отряд российского войска при юловчине, занял могилев, где обязан был соединиться с ним генерал левенгаупт, шедший из лифляндии с большими запасами. но, терпя недочет в продовольствии, карл не стал дожидаться левенгаупта и пошел на мстиславль, через леса и болота, по опустошенному краю, где часть войска его у села хорошего была разбита князем михайлом михайловичем голицыным. вопреки советам генералов собственных карл не возвратился в могилев для соединения с левенгауптом, но направил путь к украине. этим пользовался петр, нагнал левенгаупта и поразил при деревне лесной, на реке соже, 28 сентября: шведы утратили 10 000 человек, всю артиллерию и основное - все запасы, которые были так важны для карла."тут первая солдатская проба была", по словам петра, потому что тут в первый раз российские победили шведов, сражаясь с ними в равном числе. карл жертвовал войском левенгаупта и запасами, торопясь в малороссию».11 «к разочарованию карла xii мазепа, из-за которого фактически и был предпринят этот поход, с собой не более четырех тыщ человек, причем это были не обещанные карлу казаки, а различный сброд. припасы, которые мазепа сулил карлу, были уничтожены драгунами». 12 узнав об измене мазепы, петр i отдал приказ убить все запасы, которые тот собрал на черниговщине. «переправившись через десну, карл xii соединился с остатками войск левенгаупта и расположил свою армию на севере полтавской губернии. тогда же, в ноябре, российские войска расположились на зимние квартиры неподалеку от шведов у местечка лебедино. несколько российских отрядов расположилось у веприка, миргорода, полтавы и нежина. наиблежайшей целью карла было овладение белгородом, который в то время являлся принципиальным дорожным узлом южной россии. но когда он в декабре ринулся к белгороду, то встретил отчаянное сопротивление веприка. крепость была, в конце концов, взята, но все расчеты шведов были уже нарушены и армия возвратилась на зимние квартиры. в конце января карл предпринял вторую попытку овладения белгородом, но тому воспрепятствовала внезапная оттепель (при всем при этом зима1709 года была на уникальность морозной). часть шведской армии из-за недостатка квартир расположилась биваком в степи. в конце зимы российским удалось вытеснить изнуренных лютой зимой шведов весной 1709 года критическим: армия их уменьшилась, боевые запасы иссякли, надежды на восстание на украине не оправдались. карл решил осадить полтаву, следуя совету мазепы, утверждавшего, что в полтаве они найдут продовольствие и огромные запасы снаряжения. план карла заключался в том, чтоб вынудить петра поспешить на выручку полтавскому гарнизону и принять битву. как справедливо полагал шведский повелитель, спасти его сейчас могла лишь большая победа».13 и он надеялся, что такую победу он одержит в полтаве.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Основные тенденции развития античных
в зависимости от основ ментальности, -политического и развития, культуры, перспектив развития выделяют три типа цивилизаций.1. природные сообщества. к этому типу цивилизаций относятся народы, живущие в рамках природного годового цикла в единстве и гармонии с природой: австралийские аборигены, американские индейцы, африканские племена, малые народы сибири. их духовные системы принято именовать язычеством: они построены на обожествлении могущественных сил природы (воды, земли, огня и т. природные цивилизации характеризуются статичностью, отсутствием развития, т. к. человек не отделяется от природы, а существует в соответствии с ее законами.2. восточные цивилизации. в данном случае имеется в виду не восток, а восток как символ особого мировосприятия и образа жизни, противоположный западу. этот тип цивилизации возник в глубокой древности (общества египта, индии, китая) и продолжает существовать в настоящее время (арабо-мусульманская цивилизация). общественное сознание восточной цивилизации носит харизматический характер, и действительность воспринимается через призму веры в сверхъестественные силы. цель такого общества – движение к некоему божественному (харизматическому) идеалу. общественное сознание на духовном, поэтому главной целью бытия является постижение высшего смысла, а не реализация конкретных целей.общества восточных цивилизации построены на принципах коллективизма: личные интересы полностью подчинены общим (общинным, государственным). общественная иерархия выстраивается не по классовому, а по сословно-корпоративному принципу. частная собственность с полными правами не характерна: верховным собственником всего выступает государство.община охватывает все стороны жизни человека, поэтому она самодостаточна и тяготеет к замкнутости. основной формой государственного правления является деспотия, для которой характерно абсолютное преобладание государства над обществом.основой восточного общества является традиция. социальные изменения происходят медленно, несколько поколений людей существуют в одинаковых условиях, используя одни те же стереотипы поведения, поэтому не возникает проблемы «отцов и детей».3. западные цивилизации. запад понимается как символ определенных ценностей, а не как категория. этот тип цивилизации характеризуется прогрессивным развитием, при котором возникла самоподдерживающая (рыночная) . западная цивилизация представлена античной цивилизацией древней греции и рима, некоторыми цивилизациями доколумбовой америки (ацтеки), современной европейской цивилизацией.этот тип цивилизации характеризуется постоянными изменениями в жизни человека: общество может полностью измениться на протяжении жизни одного поколения. но изменения касаются не только социума, но и природной среды, предметного мира, в которых существует человек. жизнь так резко меняется, что опыт старшего поколения быстро устаревает и отвергается молодыми, что определяет возникновение проблемы «отцов и детей». прошлое воспринимается как учебный материал, а новые поколения устремлены в будущее.