главными занятиями горожан были ремесла и торговля, жители города еще долго не порывали с сельским хозяйством. Перед городскими стенами простирались возделанные поля, сады и огороды, на пастбищах паслись стада. А мелкий скот (козы, свиньи) нередко пасся прямо в городе.
Горожанам было тесно на небольшом пространстве, зажатом кольцами стен. Улицы были узкие, как щели. Ширина главных улиц не превышала 7–8 метров, а переулков – 1–2 метров. В Брюсселе одна из улиц называлась «Улица одного человека» – двое не могли на ней разминуться.
Дома строили в два-три этажа, верхние этажи нависали над нижними. Дом был не только жилищем, но для многих и местом работы: на нижнем этаже размещалась мастерская или лавка. Средневековые дома не имели номеров, их заменяли барельефы, обозначавшие занятие владельца, – сапог или башмак у сапожника, крендель у пекаря. Большинство домов в городе были деревянными, крылись соломой или черепицей. Во время частых пожаров выгорали целые кварталы.
Долгое время в городах Западной Европы не было мостовых и уличного освещения, водопровода и канализации. Мусор обычно выбрасывали прямо на улицу. Скопившиеся нечистоты с улиц убирали редко. Водосточные канавы и вывоз мусора повозками стали обычным явлением в крупных городах лишь в XIV веке.
Городские улицы начали мостить камнем раньше всего по приказу короля в городах Франции, но в большинстве городов Европы мостовых не было. В дождливое время здесь стояли такие лужи, что в них можно было утонуть.
Из-за тесноты и грязи, скопления людей в городах вспыхивали эпидемии различных заболеваний, от которых погибало очень много людей. Единственным просторным местом в городе была рыночная площадь. Здесь стояли городские весы. Из фонтана на площади горожане брали воду. Неподалеку от нее высилась главная городская церковь – собор, обычно самое красивое здание в городе. На рыночной площади горожане сооружали ратушу – здание городского совета. Сверху ее венчала башня с городскими часами и набатным колоколом. Его тревожный звон мог возвещать о бедствиях: пожаре, начале эпидемии, нападении врага. В ратуше размещались городская казна, тюрьма и арсенал.
Позднее в городах стали возводить другие общественные здания: крытые рынки, торговые склады, больницы, учебные заведения.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Почему люди средневековья считали необходимым при деление общества на надо
Повествование о данном мифическом герое встречается на страницах Ветхого Завета. Этому Богу приписывают абсолютное могущество. Всеобщее мнение сходится в признании Саваофа единственным повелителем земли, неба и звезд.
Таким же его изображает художник. Он пишет всесильного старца в сияющей, белоснежной тунике, сильные руки которого распростерты в открытом жесте. Владыка открывает нам свои ладони, как бы сообщая о благости своих намерений. Его глубокий, спокойный взгляд, умудренный многовековым опытом, смотрит не на зрителя, а куда-то внутрь сознания самого божества. Он одновременно с нами и где-то в своих размышлениях. Лик его окружен сферой с четко обозначенной пятиконечной звездой, прикрываемой седыми прядями волос. В центре фигуры мудреца Васнецов обозначил большой золотистый круг, в котором находится молодой голубь.
Видимо, это символизирует стремление к гармонии, чистоте и миру во вселенной. Окружение Бога довольно необычно. Прямо вокруг него находятся мифические существа с телами огненных птиц и человеческими головами. Они тесно прильнули к повелителю, облобызали его плечи и склонились к самым стопам.
Сказочные сирины застывают с выражением благоговения на кротких лицах. Чуть в отдалении от центра холста мы наблюдаем ангельских существ, склонивших свои лики с безмолвном поклоне. Один из ангелов замер перед великим Саваофом, непрерывно глядя на него восхищенными глазами, руки его скрещены на груди в форме креста. Он словно уповает божеству все свои чаяния.