Китайские источники характеризуют уйсунов как кочевников. Уйсуны разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали лошади и овцы. Расстояние между зимовками было небольшим и составляло от 20 до 100 км. Поэтому уйсуны могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, где строили постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат поселения с постоянным жилищами двух типов: кирпичные, построенные из сырцового кирпича, и каменные
Зимовали в Мойынкуме и Прибалхашье. Лето проводили на предгорьях Тянь-Шаня. Уйсуны строили дома также и из саманного кирпича. А кочевые уйсуни жили в юртах. Часть уйсунов занималась земледелием.
В поселении Актас были найдены доказательства существования земледелия у уйсунов. Следы обработанных полей, орудия земледелия. Были найдены остатки оросительных каналов. Выращивали ячмень, просо.
В долине рек Шу и Кеген были найдены остатки нескольких древних городищ. В предгорьях имели постоянные жилища. Поселения состояли из 4-5 жилищ. Жилища возводили из камня, также и из саманного кирпича. Внутри жилища стоял каменный очаг.
Древние источники свидетельствуют, что уйсуны сажают деревья, имеют города и предместья.
Из железа изготовляли — серпы, ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения для одежды. Керамическую посуду изготовляли в большем количестве. Основными видами керамики были: чаши, миски, грушевидные кувшины, котлы с каменными ручками. Уйсуны умели ткать, прясть и обрабатывать шкуры, занимались резьбой по кости и камню. Для измельчения зерна из двух плоских камней изготавливали ручную мельницу.
Ярким памятником ювелирного искусства уйсунов являлась — Каргалинская диадема, найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от Алматы, на высоте 2300 м. Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шириной 4,7 см, которая украшена изображениями зверей, птиц и людей в окружении сложного растительного орнамента.
Диадема украшена вставками из бирюзы, сердолика и альмандина. Датировка — I в. до н. э. — II в. н. э. Главной темой диадем было изображение модели Вселенной: животные символизировали жизнь на земле, птицы — небо, крылатые кони — солнце. Идеи диадемы схожи с идеями индо-иранских народов в древности. В погребении найдено 400 разных украшений.
Самые большие курганы уйсуней были диаметре 20 м, а в высоту достигали 2 м. Они представляли собой скопление песка, дерна, камня. Иногда основание или верх курган обкладывали небольшими круглым камнями размером с казан. В центре кургана находилась могильная яма.
Хоронили покойного в центре кургана, на спину головой на восток. Часто в могилу ложили все необходимые при жизни вещи, часто ложили посуду.
Объяснение:
В 1635 году разрозненные ранее западномонгольские племена хошоут, торгоут, чорос, дэрбэт объединившись создали единое централизованное государство - Джунгарское ханство. В наименовании государства калмакские племена (как их называли казахи) заложили далеко идущие цели и притязания, относившиеся к временам Чингизхана. Как нам известно, Чингизхан в свое время разделил свое войско, равно как и империю на три крыла - «гол» - центральная часть, «барунгар» - правое (восточное) крыло, «жонгар» - левое (западное) крыло. Таким образом, джунгары создавая свое государство, надолго определили свою внешнее политическую линию, направленную на завоевания территория у соседних народов. За время своего существования с 1635 по 1756 гг. джунгары воевали с китайцами, народами Сибири и Алтая, нападали на русские пограничные дружины, вели захватнические войны с казахами и кыргызами. Успешные военные действия джунгар против казахов были обусловлены тем, что армия джунгар представляла собой хорошо вооруженное войско с жесткой дисциплиной. Основу джунгарского войска составляла легкая конница, вооруженная копьями и луками, ударная группа представляла собой тяжеловооруженная конница, закованная в стальные кольчуги и состоящая из профессиональных военных.
Жангир султан на протяжении 7 лет (1635-1642 гг.) будучи в плену смог изнутри изучить стратегию и тактику джунгарской армии, узнал о ее слабых и сильных сторонах, познакомился близко с вооружением. Улучшив момент, Жангиру удалось бежать из плена (по другим сведениям его выкупили). По прибытии на родину Жангир султан стал самым непримиримым врагом джунгар. После смерти своего отца Жангир становится по праву наследства общеказахским ханом, однако унизительный плен подрывал авторитет Жангира и ему приходилось на деле доказывать свое право на общеказахский престол. Заимствовав от своего отца дипломатический и полководческий талант, хан Жангир стал укреплять союзнические отношения со среднеазиатскими правителями, среди которых ему активно Жалантос Бахадур - правитель Самарканда, этнический казах из рода алшын, друг отца - хана Есима.
Хан Жангир разослал гонцов по кочевьям, созывая всеказахское ополчение. Но султаны и бии не торопились на , бросив хана сражаться в одиночку. Единственным, кто отозвался на призыв, был самаркандский эмир Жалантос, вышедший на со своим 20-тысячным войском, состоящим из узбеков, кыргызов и каракалпаков. Но до подхода отрядов Жалантоса надо было еще продержаться…Под командой Жангир-хана была только его собственная дружина толенгутов и несколько отрядов присоединившихся к нему батыров. Всего отряд Жангир хана насчитывал 600 человек.
Жангир, понимая, что в открытом бою противник просто подавит своей численностью, принимает нестандартную для кочевников тактику. Так до него в степи никто не делал. В урочище Белжайлау на речке Ор строится мощное фортификационное сооружение, напоминающее европейские редуты и шанцы. Поперек ущелья на три километра роется глубокий ров, а за ним возводится земляной вал высотой в человеческий рост. Половина казахской дружины с ружьями во главе с Жаксыгул мергеном засела в окопах, другая во главе с самим Жангиром спряталась в засаде на горных склонах по обе стороны ущелья.
Успех Орбулакской битвы трудно переоценить. Планы джунгар по захвату Семиречья на несколько лет приостановились. Почти 10 лет джунгары не беспокоили казахов, и за это время хану Жангиру удалось укрепить свои южные границы, преодолеть раздробленность Казахского ханства на большей ее территории, консолидировать народ в борьбе против джунгар, так как именно джунгар Жангир хан считал самым опасным врагом казахов. События первой половины XVIII века подтвердили опасения Жангира, так как именно тогда казахи стояли на грани физического истребления и лишь активные действия его сына Тауке , ханов Абулхаира и Абылая казахский народ от потери своей земли и независимости.
Большую роль в победе казахов в этом сражении сыграл и сам Жангир хан, который получил имя Салкам, что означает «Неистовый». Если вновь вернуться к параллели хана Жангира с царем Леонидом, то здесь хотелось бы заметить, что о подвиге спартанского царя снято два фильма, в 1955 году ему поставлен памятник, как национальному герою, его подвиг описан во всех учебниках истории. О хане Жангире есть лишь книга В. Галиева «Хан Жангир и Орбулакская битва», в учебниках по истории Казахстана лишь несколько строк, в 2003 году на месте сражения поставлен памятник. Но этого все равно мало! А ведь, как мы видим, подвиг Жангира и его 600 стрелков можно смело вносить в анналы мировой истории, как пример мужества, отваги, полководческого таланта и беззаветной любви к своей Родине! И на их примере можно и нужно воспитывать казахстанский патриотизм у современной молодежи.
Объяснение:
Надеюсь немного ) Не стоит удивляться почему так много, ибо эссе пишется от 2 страниц и более)
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
На чем основывался ганди, утверждая, что несотрудничеству индийды смогут добиться большего, чем насильственными
1914 ганди удалось добиться отмены наиболее оскорбительных для индийцев расистских законов. … мохандас карамчанд ганди утверждал: «оружием нельзя одержать победу ни над низменными страстями … он являлся противником любого «насильственного государства».