Завоевание Римом Италии (урок истории, 5-й класс)
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что Римское государство с самого возникновения носило ярко выраженный военный характер.
Задачи:
познакомить учащихся с организацией и вооружением римского войска, раскрыть причины победы Рима над Италией, добиться усвоения учащимися основных понятий урока;
продолжить формирование умений: сравнивать и делать выводы, работать с картой, с дополнительной литературой, с тестовыми заданиями, на линии времени;
продолжить воспитание интереса и уважения к мировой истории;
Основные понятия: галлы, легион, легионер, легат, манипула, катапульта.
Оборудование: презентация, учебное электронное издание «История древнего мира» 5 кл., карта «Древняя Италия», распечатка отрывка из древнеримских преданий.
ХОД УРОКА
I. О по домашнему заданию (во с.211, 1 с.216)
II. Изучение нового материала
1) Вводная часть
Учитель объявляет тему урока (слайд 1 Презентации)
Мотивационный момент: работа с картами (слайд 2 Презентации):
? Сравните эти карты, какие изменения на них вы видите?
? Предположите, с чем эти изменения связаны?
? Что необходимо государству для успешных завоеваний?
Учащиеся должны связать изменения на карте с завоеваниями Рима, успех которых определялся наличием у римлян сильного войска.
Учитель объявляет цель урока для учащихся (слайд 3 Презентации) и его план.
2) Нашествие галлов
Учитель указывает на то, что страшные испытания вынудили римлян провести в своей армии серьезные преобразования, этим испытанием стало нашествие галлов.
Далее следует выступление ученика, получившего опережающее задание. Рассказ о нашествии галлов сопровождается иллюстрациями (слайд 4 Презентации). Новые даты и термины учащиеся записывают в тетрадь.
Учитель подчеркивает, что после галльского нашествия римляне многое изменили в своем войске, значительно усилив его.
Учитель ставит перед классом во на который ребята должны дать ответ к концу урока:
? В чем сила римского войска?
3) Набор и подготовка римской армии
Рассказ учителя о том, что на службу в римское войско призывались с 17 до 45лет и только земледельцы. (слайд 5 Презентации)
? Как вы думаете, почему на военную службу бедняков не брали?
Учащиеся прийти к выводу о том, что бедняку нечего защищать, т.к. у него ничего нет, в отличии от земледельца.
? Подумайте, как такая система набора могла сказаться на моральном духе, настрое войска римлян?
Далее учитель рассказывает о подготовке воинов, их обучении военному делу, а также о той дисциплине, которая царила в римской армии. Иллюстрацией к рассказу станет отрывок из древних римских преданий о поступке консула Манлия Торквата, казнившего собственного сына за нарушение его приказа (учащиеся имеют распечатку отрывка на партах).
? Подумайте, какие качества должны были воспитать в юношах такие предания?
4) Состав и вооружение войска
Учитель показывает основную единицу римской армии (слайд 6Презентации) – легион, его составляющие отряды, знак легиона.
Затем рассматривая иллюстрации (слайд 7 Презентации) учащиеся должны определиться с тем как был вооружен римский легионер:
? Какие рода войск представлены в римском войске?
? Сравните вооружение легионера с воинами других стран?
Здесь учащиеся быстро перечислят сходное для воинов древнего мира вооружение, а для понимания отличий необходимы пояснения учителя (обоюдоострый меч, новая форма шлема, утяжеленный конец копья).
? Подумайте, в чем преимущества обоюдоострого меча?
? Какие преимущества имел усовершенствованный римлянами шлем?
? С какой целью на щите легионера в центре располагалась железная шишка?
Завершая эту часть урока учитель подводит учащихся к выводу:
? В чем сила римского войска? (Обученность, вооружение, дисциплина)
5) Боевая тактика римлян
Рассказ учителя с использованием схемы построения римского войска (слайд 8 Презентации)
? В чем преимущества римского легиона в сравнении с македонской фалангой?
Таким образом, новая боевая тактика делала римское войско одним из сильнейших в древнем мире.
6) Установление господства Рима в Италии
Рассказ ученика (в рамках учебника) при иллюстраций (слайд 9Презентации).
Учащиеся записывают дату и новые слова в тетрадь.
? Как вы думаете, почему Пирр не смог окончательно разгромить римлян?
? Для Пирра кумиром был Александр Македонский. Подумайте, мог ли он прийти на Пирру в борьбе с римлянами?
Учитель подводит итог: Рим установил свое господство над Италией.
III. Закрепление материала (слайд 10 Презентации)
? Покажите на карте территорию Римской республики в 6 в. До н.э. и в 3 в. До н.э.
? В результате каких событий появились крылатые выражении «гуси Рим и «горе побежденным»?
? В чем причины установления господства Рима над Италией?
? В чем сила римской армии?
? Нанесите на линии времени даты, связанные с нашествием галлов и царя Пирра на Рим. Сколько лет между этими событиями? (Все учащиеся в тетрадях, один у доски, с последующей проверкой при анимации).
Хан Касым.
Став ханом, Касым стремился ослабить влияние феодальной знати, укрепляя тем самым свою личную власть. Например, Бабур писал, что хан Касым крепко держал власть в ханстве в своих руках, ему полностью подчинялись султаны и беки. Как свидетельствуют его современники, хан Касым отличался военным талантом, личным мужеством, умел повести людей за собой. Хан Касым в короткие сроки мог созвать конное войско в 300 тысяч всадников. Народные предания казахов связывают с именем хана Касыма создание свода законов, известных как «Қасым ханның қасқа жолы» («Чистая дорога хана Касыма»). Расцвету ханства Касыма ослабление переживавшей тяжелый кризис некогда могущественной соседней Ногайской Орды. Многие общины, находившиеся под властью ногайских феодалов, перешли под покровительство хана Касыма и казахских султанов. При правлении хана Касыма отношения с Могулистаном были построены на дружественно-союзнической основе. Постепенно ханы Могулистана стали терять свое влияние в Жетысу. Западный Могулистан в этот период превратился в арену междоусобиц и жестокой войны с узбеками в Фергане. Северное Жетысу уже фактически не входило в состав Могулистана. Иссык-Кульский регион в это время стал владением кыргызов. Переселение правителя Могулистана хана Сайда в 1514 году в Восточный Туркестан после поражения от кыргызов создало благоприятные условия для усиления власти хана Касыма в Жетысу. В результате его завоевательных походов против соседних государств еще более укрепилось экономическое и политическое положение Казахского ханства. В период правления хана Касыма Казахское ханство превратилось в экономически мощное и политически влиятельное государство.
В начале XVI века хан Касым значительную часть огромной исконной территории казахов подчинил себе. К этому времени границы Казахского ханства на юге охватили Присырдарьинский регион и присырдарьинские города в Туркестанском регионе. На юго-востоке были присоединены основная часть Жетысу, поймы рек Чу, Талас, Каратал и Или. На севере и северо-востоке казахские границы от гор Улытау и озера Балхаш достигли отрогов Каркаралинских гор. На северо-западе границы Казахского ханства приблизились к пойме реки Урал (Яик). В это время численность населения, находившегося под властью хана Касыма, составляла один миллион человек. В начале правления хана Касыма политико-административным и торгово-экономическим центром Казахского ханства являлся город Сыгнак. С вхождением в состав ханства города Туркестан он стал его столицей. Хан Касым правил ханством из Туркестана.
Внешняя политика хана Касыма в начале XVI века.
Главным направлением внешней политики хана Касыма в начале XVI века была борьба за присоединение к своему ханству присырдарьинских городов. Он беспрерывно вел войну с правителем Мавераннахра ханом Шайбани и его потомками. Продолжавшаяся из поколения в поколение затяжная война наносила тяжелый экономический ущерб обоим государствам. Хан Мухаммед Шайбани всячески препятствовал усилению Казахского ханства. С целью ослабить Казахское ханство экономически хан Шайбани предпринимал попытки прекращения торговых связей между двумя странами. Помимо того, было дано указание об ограблении караванов казахских купцов. Хан Шайбани опасался, что казахские султаны открыто выступят против его политики и при местного населения захватят власть в его стране. Он не только прекратил всякие торговые отношения, но и неоднократно совершал захватнические походы в Казахское ханство. Казахские ханы предпринимали ответные шаги. Это не только вызывало противодействие хана Шайбани, но и осложняло военно-политическую обстановку в стране. ответные набеги казахских султанов наносили ущерб экономическим интересам населения Мавераннахра. Борьба за овладение городами Южного Казахстана приняла характер затяжной войны. В 1503-1504, 1504-1505, 1509 годах хан Шайбани организовал грабительские походы на казахские земли. В результате трех набегов Шайбани против казахов ему удалось вытеснить казахских правителей за пределы оазисов Туркестана. Уже в следующем году Мухаммад Шайбани снова идет на казахов. На этот раз Мухаммад Шайбани-хан направился против нового казахского владетеля, султана Касыма. Как отмечает Мухаммед Хайдар, целью узбекского хана было дать отпор казахам, «чтобы со стороны соседей не было угрозы его владениям». Этот поход Мухаммад Шайбани-хана на казахов оказался неудачным, он кончился его полным разгромом. В конце зимы 1510 года, «разбитые и разрозненные», возвратились они в Самарканд, «в очень незавидном состоянии».
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вчём причины восстания сипаев? назовите причины поражения восстания.